Фото Geert Vanden Wijngaert/Bloomberg via Getty Images
Лондон и Брюссель готовятся к переговорам о новых взаимоотношениях, старт которых намечен на 2 марта. Совет по общим вопросам ЕС в лице глав МИД стран-членов согласовал во вторник мандат, на который будет опираться переговорщик по брекзиту Мишель Барнье в своих контактах с Даунинг-стрит. Документ будет опубликован в четверг, но его ключевые пункты в общих чертах уже известны.
Евросоюз будет настаивать на том, чтобы Великобритания обеспечила равные конкурентные условия. В ЕС собираются ввести особый механизм, который будет защищать европейский рынок от нечестной конкуренции в случае понижения Лондоном стандартов в различных сферах, включая производство продовольствия, экологию и охрану труда.
На Даунинг-стрит не раз заявляли, что надеются на заключение торгового соглашения, аналогичного тому, которое уже есть между Канадой и ЕС. Однако Барнье сразу дал понять, что такие выгодные условия Лондону предоставлены не будут, в том числе в силу того, что Великобритания находится слишком близко от 27 членов Евросоюза в отличие от Канады. Иными словами, в Брюсселе опасаются, что англичане могут захватить европейский рынок.
Представитель премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона на это ответил: «Существуют механизмы честной и открытой конкуренции в договорах о свободной торговле, которые доказали свою эффективность, поэтому нет никаких оснований (у Брюсселя. – «НГ») чинить дополнительные препятствия из-за нашей близости к ЕС».
Важной темой в документе и последующих переговорах также станет режим доступа к британским водам рыболовецких судов стран – членов ЕС. Французский министр по делам Европы Амели де Моншален в эфире телеканала France 2 сказала, что рыбный промысел имеет право на защиту своих интересов, поскольку ограничения, которые намеревается ввести Лондон, приведут к гигантским убыткам для рыболовов.
Но Джонсон и его подчиненные настаивают на том, что рыба в водах Соединенного Королевства должна быть доступна для добычи прежде всего британским морякам. Причины для поддержки такой позиции у жителей острова есть, и они довольно весомые. В своих водах британцы вылавливают не более трети рыбы, в то время как на долю ЕС и Норвегии приходится 43% и 21% улова соответственно. Британцы при этом вылавливают в восемь раз меньше рыбы в водах ЕС. Но доля рыболовства в экономике Великобритании не превышает 0,1%, из-за чего местные производители боятся, что правительство Джонсона принесет их бизнес в жертву ради доступа к европейскому рынку. Однако пока такой сценарий не вырисовывается.
Показательно, как Европа цепляется за доли процента, не решая проблем более серьезных. На прошлой неделе в Брюсселе члены Евросоюза так и не смогли согласовать бюджет на семь лет. Они бьются за доступ к британским водам, в то время как до сих пор не решен вопрос о едином цифровом налоге. Из-за этого американские гиганты, включая Google, Apple и Microsoft, продолжают получать баснословные прибыли не без помощи угроз со стороны президента Дональда Трампа начать тарифную войну с ЕС в случае ухудшения налогового положения этих компаний.
Министр иностранных дел Нидерландов Стэф Блок отметил, что помимо рыболовства ключевыми в переговорах с Лондоном являются вопросы торговых связей в целом, сферы безопасности и регулирования отношений между гражданами Великобритании и ЕС после брекзита.
Ожидается, что в четверг будут оглашены исходные позиции сторон по переговорам.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отметил, что до брекзита у каждого члена ЕС была квота на вылов рыбы в британской акватории, и изменение положения грозит серьезно ударить по добыче морепродуктов в Европе и экономическому положению тех, кто занимается этой деятельностью. «Брюссель будет стремиться к тому, чтобы сохранить хотя бы часть этих квот. А для британцев вылов рыбы в собственных территориальных водах является выражением суверенитета, который они себе возвращают. Если Джонсон, хотя это и маловероятно, начнет уступать в этом вопросе Евросоюзу, то избиратель его просто не поймет», – сказал эксперт «НГ».
Он добавил, что мандат на ведение переговоров с Великобританией, принятый Советом по общим вопросам ЕС, обязателен к исполнению. «Я бы не сказал, что это закон, но от него все равно нельзя отойти, и комиссия ограничена рамками этого документа. В случае невозможности исполнения мандат вернется на совместную доработку Совета и комиссии», – пояснил эксперт.
комментарии(0)