В воскресенье Мухиддин Яссин был приведен к присяге. Фото Reuters
94-летний Махатхир Мохамад потерял место премьер-министра Малайзии. Верховный правитель (монарх) назначил главой правительства Мухиддина Яссина, лидера Объединенной партии сынов Малайзии. Формально основанием для смены караула стало то, что Махатхир лишился поддержки у большинства членов парламента. На деле подоплекой кризиса стали опасения малайцев, составляющих примерно половину населения, что их лишат привилегий, которые положены им как коренным жителям.
Махатхир возглавлял кабинет министров с 1981 по 2003 год. В 2018 году он вернулся в политику и победил на выборах замешанное в коррупции правительство Наджиба Разака, который возглавлял Объединенную малайскую национальную организацию (OMNO). Наджиба обвинили в том, что он причастен к краже миллиардов долларов из государственного инвестиционного фонда.
Казалось, позиции Махатхира, победившего на волне возмущения стяжательством предыдущего лидера, прочны. Но его альянс, именуемый «Коалицией надежды», развалился под тяжестью внутренних противоречий. Возможно, роковую роль сыграли амбиции Анвара Ибрагима, старого соперника премьера, который после выборов 2018 года был возвращен в кабинет.
Как подчеркивает агентство Reuters, новый глава правительства – это националистический политик. Мухиддин сказал, имитируя лозунг «Америка прежде всего» президента США Дональда Трампа, что он прежде всего малаец. Когда «Коалиция надежды» развалилась, Мухиддин снова взял в партнеры OMNO, которая доминировала в политической жизни страны в течение многих десятилетий. Раньше и Мухиддин, и Махатхир считались старейшинами OMNO.
«Этот кризис демонстрирует, что раса и религия доминируют в политической жизни Малайзии. Поворот в 2018 году к демократии и многонациональной правящей коалиции противостоял глобальному подъему нелиберального национализма. Но сейчас в стране вновь поднимают голову силы малайского национализма», – говорит Айвон Теу, доцент университета Джорджтауна.
New York Times так характеризует последствия пертурбаций в верхах: «Силы, связанные с Наджибом, возвращаются к власти, а реформисты и те, кто сигнализировал о коррупции, напуганы. Так же чувствуют себя меньшинства, такие как этнические китайцы. Они боятся политических партнеров OMNO, ведь некоторые из них открыто призывали превратить Малайзию в исламское государство».
В беседе с «НГ» руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков отметил: «Идет внутриполитическая борьба. Махатхир в борьбе против Наджиба использовал Анвара, использовал те силы, которые были против OMNO. А теперь власть возвращается обратно к OMNO. То есть коррупционера убрали. Хотя убрать его было очень трудно. Пришлось апеллировать к Анвару. Они помирились. Добились своего. А теперь идет процесс возврата к традиционной политической модели. Пройдут выборы. Сумеет ли OMNO отбиться от обвинений в том, что бывший премьер Наджиб украл 4 млрд? Результат интриги пока не очевиден».
Во время предыдущих выборов Махатхир, используя Анвара, очень поднял его статус. Он реально стал вторым человеком в стране. Сможет ли он второй раз отодвинуть Анвара от власти? Прогнозы делать сложно. Демократические тенденции в стране усиливаются, когда ослабевает OMNO. А когда эта организация восстанавливает свою доминирующую роль, тогда демократия опять становится формальной, заключил Мосяков.
Разочарование малайцев в правящей коалиции ясно дало знать во время дополнительных выборов, прошедших в пяти округах. Приход к власти Мухиддина предвещает, что малайцам будут отдавать больше ключевых позиций в государстве.
Аналитик Майкл Ватикиотис говорит, что ушедшее правительство было построено на принципе инклюзивности и совместной работы министров от разных рас. Так, министром финансов был человек китайских корней, генеральным прокурором – индийских. Но новая власть от всего этого откажется. «Сыновья земли» вновь получат преобладающую роль.
комментарии(0)