Фото Chris J Ratcliffe/Getty Images
Представители правящей Консервативной партии настойчиво повторяют, что приобретенной после брекзита независимости они уступать Евросоюзу не собираются. Одновременно со стартом переговоров в Брюсселе правительство Британии обнадеживает население выгодной торговой сделкой с США. Лондон пытается убедить ЕС в том, что королевство имеет пути отступления, и даже грозит в одностороннем порядке прекратить переговоры уже в июне.
2 марта начался первый раунд переговоров между Великобританией и Евросоюзом о взаимоотношениях после окончательного брекзита. 100 британских делегатов во главе с Дэвидом Фростом отправились в Брюссель, где до четверга 11 совместных групп будут обсуждать различные аспекты возможной сделки с представителями ЕС, включая главного переговорщика Мишеля Барнье. Среди тем не только торговые связи, но и вопросы транспортного и социального обеспечения, управления, участия в совместных программах, сотрудничества между правоохранительными органами, в том числе в сфере уголовного права и другие.
До середины мая стороны будут встречаться попеременно в Брюсселе и Лондоне через каждые две недели на три-четыре дня.
Евросоюз готов к беспошлинной торговле с Великобританией, но выдвигает при этом ряд условий: Лондон обязан будет соблюдать стандарты ЕС во многих сферах, включая охрану окружающей среды и труда, и откроет свои воды для рыболовов стран ЕС. Французский министр по европейским делам Амели де Моншелен уже заявила, что намерена прервать переговоры в случае невыполнения последнего условия. Также от королевства хотят особого подхода к своим производителям, при котором потенциальное финансирование не создавало бы для британцев конкурентного преимущества.
Даунинг-стрит пока эти условия довольно решительно отвергает, но при этом надеется все-таки получить желаемое. Не исключено, что премьер-министр Борис Джонсон и его соратники даже не столько блефуют, как считают многие, сколько работают на избирателя, поскольку за тори голосовали по большей части те, кто хотел полной независимости от Евросоюза.
В случае неудачи переговоров у Джонсона будет два варианта: либо идти на уступки Брюсселю, либо гордо расстаться с надеждами на беспошлинную торговлю, заставив страну нести огромные убытки от введения тарифов на торговлю с главным партнером Лондона, на которого приходится 45% британского экспорта и 53% импорта. Но готов ли избиратель платить такую цену, озвученную Барнье, учитывая, что, согласно опросам конца 2019 года, сторонников брекзита из-за тяжелых переговоров с ЕС стало меньше?
Случайно или нет, но именно в эти дни Лондон и Вашингтон работают над новым торговым соглашением. Хотя рост товарооборота Британии с США на 20 млрд долл. и выгода в 4,35 млрд долл., на которые надеются в этих переговорах, не так уж много при совокупном ВВП Великобритании в 2,7 трлн долл. От этой сделки довольно крупный выигрыш ждет разве что Шотландию. Недаром генеральный секретарь Британского конгресса тред-юнионов Френсис О’Грейди заявил: «Правительству Джонсона следовало бы сконцентрироваться на сделке с ЕС, а не на заигрывании с Дональдом Трампом». В ближайшее время Лондон рассчитывает также провести торговые переговоры с Новой Зеландией, Японией и Австралией.
В целом американская карта, всесильная в других ситуациях, в данном случае выглядит мелковатой. Поэтому в Брюсселе ждут повторения сценария осени 2019 года, когда Джонсону все-таки пришлось согласиться на установление пограничного контроля на морской границе с Ирландией.
Однако руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина считает, что благодаря устойчивому большинству в парламенте и наличию значительного электората, поддерживающего идею жесткого брекзита, Джонсон все-таки сможет вести переговоры так, как посчитает нужным. Эксперт при этом допускает, что на уступки Джонсон может и не пойти. Но и ЕС идти на поводу у британского премьера тоже не намерен, поэтому ситуация остается неясной, и необходимо дождаться первых результатов переговоров.
«Если Брюссель поддастся на шантаж Лондона, то это явно не пойдет на пользу Евросоюзу и будет угрожать его единству. Что же касается возможной торговли на условиях ВТО, то это тоже не происходит автоматически, для этого тоже придется договариваться», – сказала Бабынина «НГ».
комментарии(0)