Выходцы из Сирии и других стран Ближнего Востока хотят попасть в страны ЕС во что бы то ни стало. Фото Reuters
Глава МВД Турции Сулейман Сойлу заявил о том, что за два дня действия открытого режима на западной границе страны в Грецию ушло около 100 тыс. беженцев, преимущественно выходцев из Сирии. Греческие власти это отрицают, а в Европе опасаются повторения ситуации осени 2015 года, когда в страны ЕС прибыло свыше миллиона нелегальных мигрантов с Ближнего Востока. Глава Европейского совета Шарль Мишель решил лично изучить ситуацию на турецко-греческой границе.
Не держать у себя больше беженцев, стремящихся попасть в страны Евросоюза, турецкие власти решили еще 29 февраля. Это произошло на фоне обострения обстановки в турецкой провинции Идлиб. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна в сложившихся условиях не обязана содержать у себя сотни тысяч беженцев, в первую очередь из Сирии. Он обвинил Евросоюз в неумении «держать свое слово». «Мы не будем держать наши двери», – пообещал Эрдоган.
Нельзя не признать, что президент имеет основания для недовольства ЕС. В 2015 году миграционный кризис удалось разрешить во многом благодаря Турции. Эта страна, в частности, взяла на себя обязательства принимать беженцев, высылаемых из стран ЕС, и бороться с новым наплывом мигрантов в Европу. В обмен на это Турция должна была получить крупную финансовую помощь. А главное, ЕС обещал активизировать начатые в нулевых переговоры о безвизовом режиме с Турцией с последующим вступлением страны в Евросоюз. Между тем за прошедшие годы Анкара неоднократно жаловалась на недостаточный размер помощи на содержание беженцев, да и на саму схему, по которой выделяются деньги. Так, трастовый фонд помощи сирийским вынужденным переселенцам фактически управляется без участия турецких властей. За распределение денег отвечают Еврокомиссия и основные страны – доноры фонда. Что касается переговоров о вступлении в ЕС, то они в 2019 году окончательно застопорились, несмотря на то что Турция выполнила 66 из 72 критериев, необходимых для введения безвизового режима. В странах ЕС выражали недовольство внутриполитическим курсом Эрдогана. Его обвиняют в нарушении прав человека и преследовании инакомыслящих под предлогом борьбы с инициаторами военного переворота в 2016 году. В 2017 году канцлер Германии Ангела Меркель и вовсе высказывалась за прекращение переговоров с Турцией по вступлению в ЕС. Однако пересмотреть свои обязательства по беженцам Эрдоган решился впервые.
Беженцы, преимущественно из Сирии и Афганистана, в настоящий момент находятся в районе города Эдирне – на границе с Грецией и Болгарией, где находится КПП «Пазаркуле», который еще называют «воротами Европы». Сойлу говорит о 76 тыс. человек, которые готовятся к прорыву границы. Международная организация по миграции называет меньшие цифры – примерно 13 тыс. Похоже, это всего лишь начало: только сирийских беженцев в Турции свыше 3 млн. Мигранты идут и морем. Министерство обороны Греции в воскресенье сообщило о прибытии 220 человек на остров Лесбос.
Глава Евросовета Шарль Мишель вместе с премьером Греции Кириакосом Мицотакисом посетит греко-турецкую границу во вторник, чтобы на месте изучить происходящее. Греческий премьер выступил с двумя обращениями. В первом он предупредил беженцев, что в случае прорыва границы их вернут обратно, в Турцию. Во втором – призвал страны ЕС помочь в разрешении складывающейся ситуации. На этот призыв уже откликнулся президент Франции Эмманюэль Макрон. Он выразил «полную солидарность» Греции и Болгарии и пообещал оказать им всяческое содействие. Но радикальнее всего на намечающийся миграционный кризис отреагировала Австрия – страна, в которую традиционно стремятся попасть идущие через Балканы беженцы с Ближнего Востока. «Такая ситуация, как в 2015 году, не должна повториться. Наша цель – защитить внешние границы ЕС, остановить там незаконных мигрантов и не дать волне пройти дальше. Мы готовы поддержать страны на внешней границе дополнительными сотрудниками полиции. Если защита там не получится, Австрия защитит свои границы», – написал федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц в Facebook.
Турция прямо связывает изменение своей позиции по миграционному кризису с ситуацией в Сирии. Эрдоган ранее заявлял о росте числа беженцев в связи с «атаками сирийского режима в Идлибе». На этот регион он возлагал особые надежды. В Идлибе Эрдоган планировал разместить находящихся в Турции сирийских беженцев. Теперь этим планам, как видно, не суждено сбыться.
комментарии(0)