В Дамаске открылось диппредставительство Восточной Ливии. Фото Reuters
Вражда с Турцией приводит официальный Дамаск к созданию неожиданных альянсов. Власти Восточной Ливии открыли дипломатическое представительство в сирийской столице 3 марта. Это произошло спустя восемь лет после разрыва контактов между странами, потрясенными событиями арабской весны. Ни восточно-ливийское правительство, ни сирийское руководство не скрывают, что восстанавливают партнерство, чтобы противостоять турецкой политике.
На церемонии поднятия флага над зданием дипмиссии в Дамаске присутствовали делегаты восточно-ливийского кабмина и замглавы МИД Сирии Фейсал Мекдад. Мероприятие прошло в столичном районе Абу-Руммана. «Возобновление дипломатических отношений между нашими братскими странами позволит им совместно противостоять общим вызовам, и в частности турецкому вмешательству в дела арабских народов», – заявил Мекдад во время выступления. По словам сирийского дипломата, «в небе над Дамаском вскоре будут подняты флаги других арабских государств».
Президент Сирии Башар Асад лично принял делегацию ливийцев, в состав которой вошли вице-премьер Абдель Рахман аль-Ахириш и министр иностранных дел и международного сотрудничества Абдель Хади аль-Хувейдж. Участники переговоров сошлись на том, что события в Ливии и в Сирии – это звенья одной цепи. По их словам, политика президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана направлена на достижение личных интересов и является основным фактором дестабилизации в регионе. «Сирия и Ливия сталкиваются с похожими вызовами и внешним давлением, которое несет угрозу их суверенитету и арабской национальной безопасности», – подчеркнул вице-премьер и министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем.
Восточно-ливийское правительство выступает на одной стороне с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром, который обладает поддержкой таких влиятельных игроков, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет. С противоположных позиций выступает международно признанное Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи, которое принимает военную помощь от Турции. Триполи и Анкара подписали в 2019 году ряд документов, которые касаются морских границ и военных контактов. В этом плане стороны действительно активны: Турция перебросила в Ливию тысячи боевиков, участвовавших в военных действиях на стороне сирийской оппозиции.
Как следует из подписанных между восточно-ливийским правительством и Дамаском договоренностей, теперь все сирийские наемники, которые попали в плен к ЛНА, будут переданы в руки сирийским властям. Документы также предусматривают тесное сотрудничество в сфере обмена разведывательными данными. Такая ситуация не обещает ничего хорошего ситуации «на земле». В Ливии, как и в Сирии, продолжаются военные операции – несмотря на договоренности о прекращении огня, которые продвигали Россия и Турция. Так, ЛНА объявила в минувшие выходные о захвате Эль-Азизии – стратегически важного плацдарма в пригороде Триполи.
«Нет сомнений, что базирующееся на востоке Ливии правительство, союзное силам Хафтара, пытается расширить свои дипломатические контакты после многих лет значительной дипломатической изоляции, – заявила «НГ» старший аналитик Международной кризисной группы Клаудия Газзини, в 2017–2018 годах занимавшая пост помощницы спецпредставителя генсека ООН по Ливии. – В этом году многие вещи стали меняться. Мы видели, как министр иностранных дел базирующегося на востоке Ливии правительства путешествовал в Алжир и Марокко, где был принят официально. Теперь же – Сирия». По мнению эксперта, именно военная кампания Турции активизировала эти двусторонние контакты. Газзини напоминает, что среди стран, разморозивших контакты с восточно-ливийским кабмином, – Греция. Если ситуация сохранится, а инициативы ООН не получат продолжения, будут и другие шаги, говорит эксперт.
В разговоре с «НГ» руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития и эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов заявил, что оба правительства продемонстрировали, что готовы совместно действовать против Турции. «Я не думаю, что специально для этого требовалась какая-то помощь со стороны (поддерживающих Хафтара. – «НГ») аравийских монархий, – заявил аналитик. – Дамаск и Тобрук способны найти общий язык и самостоятельно. У них сейчас один общий враг – это Турция, с которой эти режимы практически находятся в состоянии войны».
комментарии(0)