Афганский «Талибан» (организация запрещена в РФ) оказался в эпицентре политического скандала, спровоцированного откровениями госсекретаря США Майка Помпео. По словам главы Госдепартамента, недавно заключенная сделка между американцами и талибами предусматривает некие секретные договоренности. Спикеры «Талибана» отрицают наличие каких-либо тайных обязательств. Тем временем, в афганских политических кругах активно обсуждают возможные сюжеты секретного приложения к американо-талибскому соглашению, подписанному несколько дней назад в Катаре.
Напомним, что договор между США и «Талибаном», заключенный в Дохе 29 февраля, определил формат и сроки вывода американских войск из Афганистана, а также гарантии со стороны талибов о недопустимости использования в будущем террористами афганской территории для нападения на Соединенные Штаты и их союзников. Лидеры «Талибана» немедленно провозгласили 28 февраля днем прекращения иностранной оккупации Афганистана и победы своего многолетнего «джихада». Однако «праздник сердца» джихадистам маулави Хайбатуллы Ахундзады (лидер движения «Талибан» - «НГ») неожиданно подпортили откровения госсекретаря США Майка Помпео, сделанные на следующий день после подписания катарской сделки.
Отвечая 1 марта на открытое письмо группы американских сенаторов, озабоченных возможными угрозами для национальной безопасности США в связи с подписанием соглашения с «Талибаном», Майк Помпео заявил, что в договоре есть некие не подлежащие разглашению статьи. По его словам, речь идет о «двух составляющих, которые носят секретный характер», и что «эти документы касаются военной сферы, важные для защиты наших солдат, матросов, служащих авиационных и наземных войск».
Примечательно, что пока шел многомесячный процесс подготовки проекта американо-талибского договора, курировавший его спецпредставитель США посол Залмай Халилзад ни словом не обмолвился о возможности появления неких секретных статей или дополнительных протоколов. И, судя по всему, после заявления Майка Помпео 1 марта международные партнеры посла Халилзада по убеждению талибов в необходимости подписания сделки с Вашингтоном чувствуют себя обманутыми. Так, 3 марта в интервью ТАСС партнер Залмая Халилзада спецпредставитель президента РФ Замир Кабулов не без разочарования заметил, что накануне подписания катарской сделки тот в беседе «клялся в том, что нет никаких секретных приложений». «Между прочим, и талибы подтвердили, что нет», - отметил Кабулов, фактически, подтвердив, что американские и талибские переговорщики, похоже, вводили в заблуждение представителя Москвы.
Тем временем, заявление Майка Помпео от 1 марта спровоцировало в афганском политическом классе и экспертном сообществе волну предположений о содержании секретной части катарской сделки. Опрошенные «НГ» кабульские политические наблюдатели отметили, что, согласно большинству версий, тайные пункты американо-талибского договора могут быть посвящены обязательствам «Талибана» по обеспечению безопасности выводимых из Афганистана сил США.
«Вполне возможно, в договоре зафиксировано, что талибы должны будут прикрывать уходящие американские войска от возможных нападений боевиков других джихадистских организаций, - предположил в беседе с «НГ» один из афганских аналитиков. – Если об этом написать публично, то у рядовых талибов и молодых радикальных мусульман могло бы возникнуть впечатление, что лидеры «Талибана», фактически, готовы превратить свое вроде бы как победоносное джихадистское движение в охранную компанию американцев. Это может вызвать негативную реакцию со стороны боевиков и полевых командиров «Талибана».
Кстати, российский спецпредставитель Замир Кабулов в интервью ТАСС также предположил, что секретные пункты катарской сделки могут касаться режима вывода западных сил из Афганистана: «Все-таки американцы и натовцы в целом вместе выводят поэтапно за 14 месяцев порядка 16-17 тысяч военнослужащих. Видимо, там есть свой план, график вывода. Наверное, вот эти детали обрисовываются. Я другого объяснения высказываниям Помпео найти не могу».
Один из собеседников «НГ» предположил, что в секретных приложениях к катарской сделке зафиксировано согласие лидеров талибов на сохранение в Афганистане специальных групп и резидентур американской разведки: «Хотя представители «Талибана» и говорят публично о намерении продолжать «джихад» до тех пор, пока в Афганистане остается хотя бы один иностранный солдат, вполне вероятно, что группа переговорщиков в Дохе все же пошла на компромисс, не исключено, что под давлением пакистанской стороны. Для США важно иметь свои глаза и уши в регионе и талибы могли согласиться на присутствие в Афганистане разведывательных структур и групп спецназа американцев».
Некоторые наблюдатели предположили, что в секретных протоколах катарской сделки может быть прописано будущее главной военной базы США в афганском Баграме: «Это огромный военный объект, настоящий большой город, с развитой инфраструктурой, причем, как на поверхности, так и под землей. Те, кто бывали на территории базы в Баграме, выходили оттуда весьма впечатленными. Такие объекты строятся не для того, чтобы потом их бросать. Талибам Баграм точно никто никогда не отдаст. Не исключено, что американцы убедили «Талибан» не только вывести за скобки дискуссий баграмскую базу, но и договорились о том, что талибы будут обеспечивать ее безопасность».
Сегодня к обсуждению возможного содержания секретных пунктов американо-талибского договора присоединились официальные спикеры «Талибана». Представитель Катарского офиса талибов Сухейл Шахин написал в своем аккаунте в Twitter, что «между нами и США нет никакого секретного документа, кроме соглашения, которое уже появилось в средствах массовой информации, и механизма его реализации, также называемого приложениями, объясняющими каждую часть соглашения». «Кроме этого, нет другого документа», - подчеркнул Шахин.
«Любопытно, что представитель талибов попытался опровергнуть госсекретаря США. Очевидно, что скандал с секретными пунктами катарской сделки не затухает, поэтому официальные спикеры талибов и вынуждены были в него вмешаться, - прокомментировали ситуацию кабульские эксперты «НГ». – Однако вряд ли заявления Шахина остановят коллекционирование предположений, спровоцированных высказываниями Майка Помпео, а также рост недоверия к любым новым заверениям и обещаниям архитекторов и участников катарской сделки».
комментарии(0)