Премьер-министр Индии предложил коллегам создать чрезвычайный фонд для борьбы с COVID-19. Кадр из видео со страницы Нарендры Моди в Twitter
Дели предложил создать фонд для противодействия коронавирусу в восьми странах, входящих в Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC). Индия сделала в него добровольный взнос, которым, как сказал премьер-министр Нарендра Моди, члены группировки могут воспользоваться немедленно. Пока число зараженных в регионе около 170 человек, но, учитывая скученность населения и нехватку медперсонала, инфекция может разрастись. Большинство лидеров блока идею Моди одобрили. Но Пакистан потребовал, чтобы Индия ради победы над болезнью «сняла замок» с Кашмира.
Инициатива Моди предполагает, что чрезвычайный фонд будет формироваться на основе добровольных взносов. Для начала Индия выделила в него 10 млн долл. Любое из государств – членов объединения может за счет него покрыть расходы на экстренные меры по борьбе с пандемией. В Индии также созданы группы быстрого реагирования, состоящие из врачей и специалистов, готовых оказать местным властям помощь.
В SAARC входят Афганистан, Бутан, Бангладеш, Индия, Шри-Ланка, Непал, Пакистан, Мальдивы. Как передает агентство Reuters, Индия с населением 1,3 млрд выглядит более благополучно по сравнению со многими странами Азии, Европы и Северной Америки. Пока умерли два человека. Но, как говорят эксперты, если число зараженных будет увеличиваться, то системе здравоохранения будет трудно справиться с кризисом.
Газета Economic Times отмечает, что лидеры SAARC приветствовали предложение Индии. Среди них премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина, президент Афганистана Ашраф Гани. Однако глава правительства Пакистана Имран Хан в видеоконференции не участвовал. Представлявший Пакистан заместитель министра здравоохранения Зафар Мирза использовал мероприятие как повод, чтобы поднять вопрос о Кашмире.
По его словам, чтобы помочь борьбе с вирусом, нужно «снять замок» с Кашмира, имея, очевидно, в виду ограничения на проведение собраний, шествий, передачу информации в интернете, установленные ранее индийскими властями. Эти шаги, как утверждают в Дели, были необходимы для того, чтобы положить конец разгулу терроризма, который инспирирует Пакистан.
Созыв саммита, пусть даже проведенного в форме видеоконференции, – знаменательное событие. Ведь с 2016 года блок фактически бездействовал. Индия отказалась присутствовать на саммите, который должен был пройти в Исламабаде. В сентябре 2016 года боевики, пришедшие из Пакистана, проникли в лагерь индийской армии в штате Джамму и Кашмир, забросали склад с горючим гранатами. 18 солдат было убито, 30 ранено.
Дели осознает серьезность ситуации с вирусом. Однако, говорит Джейкоб Джон, почетный професор вирусологии в медицинском колледже Веллора, в Индии действует даже в обычное время весьма хрупкая система охраны здоровья. А если окажется, что многие случаи заражения она просто не фиксировала, то через несколько месяцев может разразиться бедствие национального масштаба.
Правы эти прогнозы или нет, но шаги Индии по противодействию пандемии необходимы и своевременны, сказала в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян.
«Сама по себе инициатива Моди разумна. Конечно, странам SAARС нужно координировать свои усилия. А Пакистан говорит: «Разблокируйте Кашмир». Тут смешиваются два разных понятия. Решение кашмирской проблемы находится в другой плоскости. Это политическая проблема. А тут речь идет о гуманитарной акции, о спасении людей. Позиция Пакистана не совсем корректна. Когда положение столь серьезно, политические разногласия нужно отложить, искать пути к предотвращению большой беды», – убеждена эксперт.
комментарии(0)