В Кнессете наконец-то появилась коалиция парламентского большинства. Фото с сайта www.knesset.gov.il
Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху представил Кнессету новое правительство, сформированное в результате долгих и сложных переговоров. Таким образом, завершен долгий политический кризис, в котором фактически страна находилась более года. Пойти на болезненный компромисс израильских политиков побудило только чрезвычайное обстоятельство – пандемия.
О победном окончании долгих переговоров Нетаньяху сообщил президенту Израиля Реувену Ривлину вечером 13 мая. Потом коалиционное соглашение, в соответствии с которым формируется правительство, поступило в секретариат Кнессета. С вечера 13 мая начался отчет 24 часов. После того как они истекают, в соответствии с законодательством должно пройти голосование в Кнессете за новый состав правительства и приведение министров к присяге. Сейчас это не более чем формальная процедура (на момент подписания номера она не завершена). Все участники коалиционного соглашения подтвердили свои подписи под ним и отзывать их не собираются.
Следовательно, поставлена финальная точка в длительном политическом кризисе, продолжавшемся целый год. Он объясняется, с одной стороны, раскладом политических сил в стране, когда за правых и левоцентристов готово проголосовать примерно равное количество избирателей, с другой – упрямством Нетаньяху. Его категорически не устраивал любой формат правительства, в котором он не был премьер-министром. Для левоцентристов, в свою очередь, принципиальным был уход из политики Нетаньяху.
Компромисс, к которому пришли оба лагеря, получился в пользу действующего премьер-министра. Нетаньяху на полтора года останется главой правительства. После его сменит лидер блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганц – тоже на полтора года, до следующих парламентских выборов. Лидера левоцентристов, пожалуй, следует назвать главным проигравшим коалиционных переговоров. Ценой компромисса, на который пошел Ганц, стал развал блока «Кахоль-Лаван». От него отделились, возмущенные уступками Нетаньяху, партия «ТЕЛЕМ» бывшего министра обороны страны Моше Яалона и партия «Еш атид» экс-министра финансов Яира Лапида. Оба политика довольно популярны в левоцентристском лагере, и их уход – тяжелая потеря для блока и удар по рейтингу Ганца. Его попытки уговорить своих идеологических соратников вернуться не увенчались успехом. В коалицию вошли только два депутата Кнессета, входившие в «ТЕЛЕМ». Да и они не решились прямо вернуться в «Кахоль-Лаван» и создали собственную фракцию, которую не без намека назвали «Дерех-эрец». Этим термином в иудаизме именуется, в том числе, осторожность в словах и поступках, готовность идти на компромиссы только до известного предела.
Как бы то ни было, в Кнессете получилась действительно широкая коалиция. В нее входят партия «Ликуд» Нетаньяху, «Кахоль-Лаван», «Дерех-эрец», поддерживаемые израильскими левыми партии «Авода» и «Гешер», а также политические силы, за которые голосуют религиозные иудеи, – «ШАС» и «Яадут а-Тора» («Путь Торы»). За бортом правящей коалиции оказались самые неудобные партнеры для переговоров – партия русскоязычных евреев «Наш дом Израиль» и «Арабский список». Это не может не радовать Нетаньяху. Отношения с лидером «русских» Авигдором Либерманом у него не сложились, а вхождением в правительство арабов в случае победы левоцентристов он давно пугает своих избирателей.
В соответствии с опубликованной программой работы нового правительства первым его шагом станет подготовка проекта государственного бюджета, составленного с учетом мер, нужных для борьбы с коронавирусом. Именно необходимостью поступиться принципами ради борьбы с общей бедой объяснял Ганц раздел власти с Нетаньяху, столь возмутивший многих левоцентристов. А уже через два месяца компромисс с лидером «Ликуд» будет подвергнут новому испытанию. В июле Нетаньяху, как обещал, внесет в Кнессет законопроекты о присоединении к Израилю территорий еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и в Иорданской долине. Как заметила в беседе с «НГ» профессор кафедры востоковедения МГИМО Ирина Звягельская, решение о предстоящей аннексии палестинских территорий, похоже, поддержал и Ганц. «А это очень серьезный отход от его первоначальной позиции», – сказала она. Звягельская отметила, что, несмотря на явную усталость арабских стран от палестинской проблемы, все равно она остается крайне важной для всего арабского мира. «Если израильское правительство пойдет на одностороннее изменение границ, это может вызвать непредсказуемую реакцию «арабской улицы». Даже Египет и Иордания, имеющие дипломатические отношения с Израилем, вынуждены будут как-то реагировать», – сказала Звягельская.
комментарии(0)