Фото Laszlo Balogh/Getty Images
Перевод командующего Военно-морскими силами (ВМС) Турции Джихата Яйджы на работу в Генеральный штаб и последующая отставка стали шоком для местных политических и армейских кругов. Контр-адмирал был известен своими инициативами по борьбе с «пятой колонной» в вооруженных силах, а также разработкой нынешней «ливийской» доктрины Анкары. В экспертной среде допускают, что кадровые перестановки могут быть признаком желания турецкого руководства показать свою лояльность США.
Изначально указом президента Реджепа Тайипа Эрдогана контр-адмирал, возглавлявший штаб ВМС Турции, был перемещен на должность в Генштаб. Позже стало известно, что Яйджы уходит в отставку. Официальные причины перестановок неясны. Однако решение главы государства тут же вызвало шквал критики со стороны лояльной властям части общественности. Так, депутат президентской Партии справедливости и развития (ПСР) Шамиль Тайяр выразил уверенность в том, что Эрдогану необходимо пересмотреть свое решение. Президенту напомнили, что Яйджи является авторитетным государственным деятелем, особенно в тех вопросах, которые касаются турецкой геостратегической ориентации.
Контр-адмирал выступал сторонником концепции «Голубая родина» – военно-политической программы, которая определяет претензии Турции на обширную юрисдикцию в Эгейском и Средиземном морях. Его также называют вдохновителем договоренностей о военном сотрудничестве между Анкарой и Триполи. Целый пакет соглашений, который был подписан в Стамбуле 28 ноября 2019 года, предусматривает обучение и подготовку военнослужащих, структурирование юридической базы, а также укрепление отношений между оборонными ведомствами Турции и Ливии. Международно признанное правительство в Триполи также заключило с Анкарой меморандум о взаимопонимании по одностороннему разграничению морских зон.
Когда Анкара начала мониторить антиправительственные настроения в армии после неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году, Яйджи представил свою идею компьютерной программы, которая помогала определить потенциальных сторонников движения ФЕТО опального проповедника Фетхуллаха Гюлена, официально считающегося организатором путча. С помощью базы, где содержалась полная информация о рядовых и офицерах, можно было отслеживать такие данные, как регистрация новобранцев, дисциплинарные взыскания, продвижение по карьерной лестнице, успеваемость. Профили военных и курсантов помечались тремя цветами: зеленым, желтым и красным. Сигнал тревоги означали желтый и красный.
Фигура контр-адмирала, который считается сторонником так называемого евразийского пути развития Турции, высоко оценивалась самим Эрдоганом. Однако сейчас президент в ситуации вокруг Яйджы хранит молчание. Издание Al-Monitor пишет, что уход Яйджы с должности не был удивительным: его растущей общественной значимостью были слишком недовольны министр национальной обороны Хулуси Акар и глава Генерального штаба Яшар Гюлер. Правда, турецкие аналитики предполагали, что Яйджы покинет свой пост не ранее августа этого года, когда должно пройти заседание Высшего военного совета, где, как правило, и обсуждаются все основные кадровые решения внутри армии.
В экспертной среде, впрочем, указывают на множество интерпретаций, которые окружают понижение и последующую отставку Яйджы. «В Турции есть евразийцы, или так называемые державники, – рассказывает «НГ» эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы. – По их версии, уход контр-адмирала (с должности главы ВМС Турции. – «НГ») может быть одним из сигналов сближения между Турцией и Соединенными Штатами. Другие придерживаются мнения, что подобные кадровые перемены – это результат очень сильной внутренней конкуренции в армейских кругах и что ситуацией мог воспользоваться министр национальной обороны. Но сказать точно, что именно произошло, очень тяжело».
Действительно, на сегодняшний день Турция остро нуждается в обеспечении своп-линий, чтобы уберечь национальную валюту от краха. В начале этого месяца турецкая лира опустилась до исторического минимума, потеряв примерно 22% своей стоимости с начала 2020 года. В целях поддержки валютного рынка Центральный банк Турции потратил 15 млрд долл. из своих золотовалютных резервов. США же могут стать для Турции одним из важнейших источников помощи, говорят аналитики. В связи с этим для официальной Анкары может быть крайне важно продемонстрировать Вашингтону свою лояльность. Именно с этим, кстати, связывают решение Турции частично отложить введение в эксплуатацию российских С-400 этой весной.
«Однако я не думаю, что в ближайшее время политика Турции в Восточном Средиземноморье, на ливийском и кипрском направлениях претерпит серьезные изменения, – рассуждает Гафарлы о скандале вокруг турецкого контр-адмирала. – Факт заключается в том, что Яйджы был очень важным военачальником, интеллектуалом, у которого были хорошие отношения с журналистами». Аналитик утверждает, что экс-глава ВМС, по некоторым данным, лично поспособствовал тому, чтобы привлечь внимание общественности к своему уходу с должности. Оценивая общую ситуацию в турецкой армии, Гафарлы отмечает, что там еще остались адмиралы и генералы, которые придерживаются антизападной ориентации.
комментарии(0)