Урсуле фон дер Ляйен предстоит убедить все 27 стран ЕС в жизнеспособности своих предложений. Фото Reuters
На этой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен должна представить план поддержки экономики ЕС, пострадавшей от пандемии COVID-19. По поводу 2000-страничного документа ожидаются жаркие дебаты. Австрия, Дания, Нидерланды и Швеция считают, что наиболее нуждающимся странам надо выдавать займы, а не субсидии, как предлагают Германия и Франция.
Страны ЕС постепенно снимают карантин и спешат вернуться к прежней жизни. Однако выход из кризиса, вызванного пандемией, обещает быть долгим и тяжелым. Экономисты предсказывают, что больше всех среди развитых стран пострадает Евросоюз. Правда, их оценки расходятся в разы. Если МВФ и Еврокомиссия предсказывают спад ВВП в этом году примерно на 7%, то Европейский центробанк (ЕЦБ) допускает сокращение экономики до 15%.
Для противодействия неутешительным сценариям лидеры ЕС на саммите в конце апреля поручили Еврокомиссии подготовить предложения, которые позволят преодолеть разногласия 27 стран в отношении экономической политики союза. С ними и собирается ознакомить в среду страны ЕС Урсула фон дер Ляйен. Среди прочего, как пишет Financial Times, она представит параметры фонда долгосрочного восстановления пошатнувшейся экономики Евросоюза.
Идея такого фонда близка инициативе, с которой на минувшей неделе выступили канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон. Их план спасения экономики рассчитан на то, что Еврокомиссия привлечет на финансовом рынке займов на 500 млрд евро под гарантии ЕС и распределит их в виде субсидий среди наиболее пострадавших стран и отраслей экономики. Казалось бы, что еще нужно, чтобы Европа, как сказала Меркель, вышла из кризиса более сильной, единой и солидарной?
Однако реализация плана возможна при согласии всех 27 стран Евросоюза. Канцлер Австрии Себастьян Курц с ходу раскритиковал франко-германскую инициативу, назвав ее созданием долгового союза через черный ход. А в субботу Австрия, Нидерланды, Дания и Швеция обнародовали альтернативный план выхода ЕС из кризиса.
План четырех стран, называющих себя «четверкой бережливых», заключается в создании специального фонда для укрепления экономики ЕС, срок действия которого должен быть ограничен двумя годами. Чрезвычайную помощь наиболее пострадавшим странам предлагается выделять в форме разовых кредитов и ограничить сферы деятельности, на которые могут быть потрачены эти деньги, научными исследованиями и инновациями, здравоохранением и зеленой экономикой.
«Четверка» выступает против увеличения бюджета Евросоюза и его долговых обязательств, что позволит, по ее мнению, менее дисциплинированным и более слабым странам ЕС извлекать выгоду за счет своих более сильных и обязательных партнеров. В общем, помогать наиболее пострадавшим странам нужно кредитами, а не дотациями.
«Швеция, Нидерланды, Дания и Австрия высказались против франко-германской инициативы о предоставлении субсидий пострадавшим от пандемии странам ЕС, настаивая на кредитовании этих стран в течение двух лет из специально созданного фонда», – сказала в беседе с «НГ» заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Надежда Арбатова.
По ее мнению, сам компромисс между Макроном и Меркель – неординарное событие, так как по своему менталитету канцлер ФРГ гораздо ближе «четверке бережливых». Она всегда выступала за строжайшую бюджетную дисциплину и против обобществления долга стран – нарушителей этой дисциплины, решительно боролась с идей евробондов и коронабондов. «В данном случае речь об обобществлении долга не идет, но инициатива в каком-то смысле даже смелее: она предусматривает безвозмездную помощь пострадавшим. Почему Меркель пошла на этот компромисс? После критики в адрес Конституционного суда ФРГ, выступившего против политики ЕЦБ и решения Европейского суда, она решила сделать шаг в сторону большей бюджетной солидарности и продемонстрировать приверженность Германии идее европейской интеграции», – пояснила Арбатова.
«Представляется, что позиция «четверки», наверняка оправданная в рамках идеологии тэтчеризма, выглядит не очень привлекательно в сегодняшней ситуации, когда Италия, Испания, Франция и ряд других стран пострадали не по собственной вине, а в результате распространения смертоносного вируса. Европейский союз является крупнейшим донором гуманитарной помощи в мире, а сегодня нужно помочь своим. Что же здесь такого ужасного? Тем более что в результате этой временной помощи на выходе из кризиса может сократиться разрыв между экономиками стран ЕС», – полагает эксперт.
Арбатова убеждена, что многое будет зависеть от позиции Еврокомиссии и лично фон дер Ляйен. «В условиях глубоких разделительных линий в ЕС между севером и югом, между новой и старой Европой новый раскол имел бы самые негативные последствия для будущего союза. По всей видимости, глава Еврокомиссии поддерживает франко-германскую инициативу, но будет должна убедить в ее целесообразности противников», – заключила она.
комментарии(0)