Доля юаня в международных платежах пока невелика. Фото Reuters
В правительстве КНР обсуждается риск того, что США могут перекрыть для нее SWIFT и другие системы, которые позволяют финансовым учреждениям отправлять и получать информацию о транзакциях в безопасной среде. Такой сценарий маловероятен, но не исключен, поскольку Вашингтон грозит наказать Пекин за ущемление автономии Гонконга, сокрытие данных о коронавирусе и другие грехи. Попытка отсечь Китай от глобальных фондовых рынков обернулась бы огромными убытками для Америки. Тем не менее в Поднебесной обсуждают возможный ответ.
После того как парламент Китая принял закон о национальной безопасности для Гонконга, президент США Дональд Трамп заявил, что лишит анклав торговых привилегий и наложит на Пекин санкции. Но о каких конкретно мерах идет речь, пока не ясно.
Скорее всего Вашингтон сохраняет эту неопределенность, чтобы держать китайское руководство в напряжении.
Как сообщает газета South China Morning Post, у Пекина появился новый и серьезный повод для тревоги – не решится ли администрация Трампа злоупотребить мощью доллара для того, чтобы нанести ущерб Китаю. Хотя вероятность того, что с Китаем обойдутся, как с Россией и Ираном, очень мала, сценарий финансовой войны, в ходе которой КНР отключат от долларовой системы, больше не считается немыслимым.
Корпорации и финансовые учреждения Китая пользуются инфраструктурой системы SWIFT и Chips – американской клиринговой палаты, предназначенной для крупных переводов. Отсечь Китай от них все равно что подвергнуть мировые финансы удару цунами, говорят чиновники и аналитики в Пекине, которые участвуют в закрытых дискуссиях в правительственных структурах. Тем не менее на них обсуждается вопрос, какова должна быть реакция Китая на такой удар. Такая акция «больше походила бы на бой в горячей войне, чем в холодной войне», говорят участники дискуссий.
Ставки в таком противоборстве чрезвычайно высоки. Как и подавляющее большинство стран мира, Китай опирается на доллар для платежей в международной торговле, финансовых и инвестиционных операциях. Причем финансовые институты Гонконга часто играют тут роль ворот, ведущих в Китай и из Китая.
У Пекина отношение к доллару двойственное. С одной стороны, он сидит на громадном мешке иностранных валютных резервов. Половина их деноминирована в долларах. Пекин рассматривает доллары как стратегический актив. Поэтому правительство пристально следит за компаниями, которые переводят доллары за границу. А гражданам разрешено обменивать юани на доллары в сумме, не превышающей 50 тыс. долл. в год.
С другой стороны, Пекин за последние 10 лет прилагал большие усилия, чтобы подорвать мощь доллара. Бывший губернатор Центрального банка Китая в 2009 году предложил, чтобы доллар был заменен суверенной супервалютой. Эта идея не была реализована, но Китай поощряет использование юаня в торговых сделках с другими странами, подписал десятки двусторонних соглашений об обмене юаня. В Шанхае был открыт рынок торговли нефтяными фьючерсами в юанях.
Эти усилия принесли, однако, лишь ограниченный успех. Последние данные системы SWIFT показывают, что на аккаунты в юанях приходится всего 1,66% международных платежных трансакций, а на доллары – 43%. К тому же 70% применения юаня в международных платежах происходит в Гонконге, который обладает отдельной от материка валютой и финансовой системой. Поскольку гонконгский доллар привязан к доллару США, он служит средством доступа Китая к глобальному капиталу. Вот почему в Пекине растет тревога по поводу того, что США ослабят или даже разорвут эти связи.
«США могут запугивать Иран и Венесуэлу, так как они не обладают политической и финансовой мощью. Но размер Китая и его валютные резервы столь сильны, что США не осмелятся пойти на такие крайние меры. Кроме того, Вашингтон нуждается в том, чтобы Пекин продолжал покупать растущий американский государственный долг», – говорит Люй Тинмин, профессор Университета науки в Гонконге. Профессор полагает, что в ответ на американское давление Китай ускорит превращение юаня в международную валюту.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Водоразделом в американо-китайских отношениях служит ноябрь, когда в США пройдут выборы. До этой поры Трамп будет много говорить, но мало делать. Будет делать заявления, которые будут нервировать Китай и радовать его сторонников в США. Но он не предпримет ничего такого, что способно обвалить всю региональную или мировую экономику. Это для Америки было бы подобно выстрелу себе в ногу. Потому что пострадал бы не только Китай, но и полегчали бы кошельки американцев».
Что касается реакции Китая, то у него с 2018 года, то есть с начала торговой войны, есть понимание того, что нужно быть защищенным от всех американских ударов, считает эксперт. «Уже в течение двух лет китайцы просчитывают свои уязвимости по всем направлениям. Тут зависимость и от иностранных чипов, и от иностранных авиационных двигателей, химикатов, в том числе и уязвимость в финансовой сфере. Словом, при любом развитии событий Китай не будет застигнут врасплох», – заключил Ломанов.
комментарии(0)