Фото сайта msb.gov.tr
Генеральный штаб Вооруженных сил (ВС) Турции засекретил контракты на поставку нелетальной военной помощи в Грузию. Об этом сообщила стокгольмская организация Nordic Research Monitoring Network, изучив материалы дела об утечке данных, которая произошла почти восемь лет назад в Управлении материально-технического обеспечения Генштаба. Сотрудница этой структуры Бану Юрдусев тогда была обвинена в передаче злоумышленникам важных документов. Но их содержание не было раскрыто даже суду.
Документация, которая была целенаправленно передана третьим лицам, содержит в том числе информацию о военных контактах Анкары и Тбилиси. Nordic Research Monitoring Network указывает, что это соглашение на поставку «различных предметов снабжения в Военную академию в Грузии». «Несмотря на то что помощь включала в себя нелетальные поставки, юридический департамент Генерального штаба издал распоряжение, в котором указывалось, что они должны оставаться в секрете в том случае, если (судебное. – «НГ») обвинение спрашивает о конфиденциальности», – отмечают в стокгольмской организации. Согласно этому указанию, обнародование документов «может нанести ущерб интересам национальной безопасности» Турции.
Nordic Research Monitoring Network не указывает, могут ли быть связаны подобные запреты с аспектами российско-турецких отношений. В апреле глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу назвал ситуацию вокруг Грузии в числе тем, по которым у Москвы и Анкары нет понимания. «Мы не всегда во всем согласны с Россией, и мы никогда не будем стесняться выражать наше несогласие, как это происходит по Украине, Крыму, Грузии, Сирии и даже иногда Ливии, – сказал министр. – Ни одна страна в нашем регионе не обязана делать выбор в пользу того или иного государства. Мы должны вести сбалансированную политику со всеми участниками. Россия является нашим соседом и очень важным игроком в нашем регионе. Так что сотрудничество с Москвой – это естественный процесс».
Однако были признаки, что российская сторона склонна проецировать свои проблемы со странами постсоветского пространства на ближневосточную повестку. Так, в 2019 году в разговоре с украинским изданием «Апостроф» глава проекта общественной дипломатии Евро-Азиатского еврейского конгресса Ариэль Бульштейн, которого нередко считают человеком близкого круга премьер-министра Биньямина Нетаньяху, рассказал о существовании в Израиле негласного запрета на продажу в Грузию «определенных видов вооружений» по просьбе Москвы. «Россия в прошлом по крайней мере дважды принимала израильские требования и просьбы не поставлять определенные виды продвинутого вооружения Ирану», – в то же время отмечал Бульштейн.
«Позиция Москвы по таким важным моментам, как Крым, Донбасс, статус Южной Осетии и Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья, не совпадает с видением Анкары: здесь государства находятся в разных лагерях, – заявил «НГ» турецкий политолог Керим Хас. – Однако в то же время нынешнее руководство Турции, очевидно, стремится использовать эти карты с целью досадить Москве при всякой удобной возможности. Учитывая сложные отношения с Россией в Сирии и Ливии и желание Эрдогана расширять пространство для маневра в проблематичных региональных вопросах, определенным мотивационным фактором становится возможность использования болезненных для Москвы точек напряженности на постсоветском пространстве».
Эксперт считает, что партнерство Грузии и Турции не зависит от того, кто находится у власти. К примеру, именно Анкара является одним из основных сторонников вступления Тбилиси в НАТО. «Это, безусловно, раздражающий фактор для Москвы, – отмечает Хас. – Тбилиси также является объединяющим звеном в цепи энергопоставок по нефте- и газопроводам по пути Азербайджан–Грузия–Турция–Европа. Нынешняя политическая элита Турции иногда делает выбор в пользу того, чтобы насолить РФ».
Аналитик напоминает, что за последние 20 лет свыше 2 тыс. грузинских военных прошли обучение в академиях в Турции и около 3 тыс. были подготовлены турецкими специалистами. Анкара вложила в развитие отношений с Тбилиси в оборонной сфере свыше 50 млн. «Есть пример и с Украиной: во время последнего визита Эрдогана в Киев стало известно, что Турция в ближайшее время окажет военную помощь украинской армии в размере 200 млн турецких лир (примерно 30 млн долл. – «НГ»), – говорит Хас. – Тогда же Эрдоганом были произнесены всем известные слова «Слава Украине!». Кроме этого, в последние годы между Анкарой и Киевом интенсивно развиваются военно-технические отношения».
комментарии(0)