Вопреки первоначальным планам, Норвегия, скорее всего, не станет площадкой для переговоров между правительством Афганистана и «Талибаном» (организация запрещена в РФ). По информации «НГ», против этого выступили Пакистан и лидеры талибов, получившие поддержку американской стороны. Вероятно, новым местом проведения «межафганского диалога» будет выбран Катар, где уже несколько лет располагается политическое представительство «Талибана».
Напомним, что в соответствии с соглашение между США и талибами, заключенным в Дохе 29 февраля 2020 года, лидеры «Талибана» взяли на себя обязательство начать «межафганские переговоры», в которых должны принять участие делегаты из Кабула. Хотя талибы и отказываются признавать афганское правительство, считая лишь себя единственной легитимной силой в Афганистане, тем не менее, главари террористов, фактически, согласились на переговоры с официальным Кабулом, хотя на уровне риторики и сохраняют в отношении него воинствующую непримиримость.
Очевидно, что ключевую роль в этом пока играет американский фактор: «Талибан» с нетерпением ждет, когда войска США и НАТО покинут Афганистан, чтобы получить возможность без лишних препятствий активизировать вооруженную борьбу за захват власти в стране. Но до тех пор, пока иностранный контингент находится на афганской земле, талибы вынуждены прислушиваться к требованиям американцев. Одно из таких требований – «межафганские переговоры» и «внутриафганский диалог».
Несколько месяцев назад представители США, НАТО, Евросоюза, Афганистана, Пакистана и талибов начали поиск площадки для проведения «межафганского диалога». От территории Афганистана лидеры «Талибана» и их пакистанские кураторы сразу же отказались, на территорию Пакистана, по понятным причинам, уже не был согласен Кабул, другие страны региона (Иран, республики Центральной Азии) не устроили американцев из-за невозможности контроля над процессом с их стороны.
В конечном итоге, номинантами на право предоставить площадку и инфраструктуру для «межафганского диалога» стали Германия и Норвегия. Источники «НГ» в Кабуле еще в конце марта сообщили, что против немецкого варианта активно выступили США. Якобы американцы не хотели дальнейшего усиления роли Берлина в афганских и региональных делах, тем более, что среди части немецких и афганских политиков стала все более популярной идея проведения Боннской конференции 2.0, в рамках которой произошла бы перезагрузка афганской политической системы, созданной в ходе международной конференции в Бонне в ноябре 2001 года. Спецпредставитель США по афганскому урегулированию посол Залмай Халилзад, по информации «НГ», активно торпедировал идею проведения «межафганского диалога» на территории Германии, заручившись, в конце концов, поддержкой такой позиции со стороны талибов. В результате этих закулисных интриг было принято решение воспользоваться гостеприимством Норвегии в ходе попыток организации «межафганских переговоров».
Однако, как стало известно «НГ» несколько дней назад, норвежская площадка, скорее всего, также не будет использована в качестве места проведения переговоров делегации Кабула и представителей «Талибана». «Против норвежского варианта выступили талибы и Пакистан, которых поддержали американцы, - сообщили кабульские источники «НГ». – Афганское правительство без особого восторга, но, тем не менее, склонно согласиться с новыми условиями «Талибана» и Исламабада, тем более, что на их сторону встали и США». По словам источников «НГ», талибы и пакистанцы настаивают на том, чтобы «межафганские переговоры» проходили в Катаре, возможно, на той же самой площадке, где до недавнего времени проходили американо-талибские контакты.
Почему «Талибан» и Пакистан отказываются от посреднических услуг Норвегии, на наш взгляд, очевидно: Исламабад не хочет «засветить» свою роль и возможности в манипулировании талибскими лидерами. Ведь делегации «Талибана» придется, как это было и в Катаре в 2018-2020 годах, постоянно согласовывать свою позицию с представителями Исламабада – пакистанскими дипломатами и офицерами Межведомственной разведки (ISI), которые всегда находятся в кулуарах любых переговорных проектов с участием талибов. Известно, что в той же Дохе, во время согласования позиций с американским дипломатом Залмаем Халилзадом, офицеры пакистанской разведки в режиме реального времени консультировали и направляли талибских переговорщиков.
Очевидно, что если катарская инфраструктура с ее восточными нюансами и практиками позволяла выдерживать такую технологию организации политических торгов, то не факт, что столь же безупречно для Исламабада и «Талибана» сработает норвежская инфраструктура. Норвегия – страна НАТО, спецслужбы США и других стран Североатлантического союза смогут обеспечить практически тотальный технический и политический контроль над ходом переговоров, включая, их закулисную часть. Свободная норвежская и европейская пресса также не будет дремать, освещая самые деликатные нюансы политических торгов, включая подробности и интенсивность контактов талибских эмиссаров с пакистанскими операторами. В итоге, даже если «межафганский диалог» закончится ничем, то «Талибан» и Пакистан могут самым серьезным образом скомпрометировать друг друга, предоставив западному общественному мнению дополнительные доказательства тесного и активного сотрудничества. Очевидно, стремясь избежать такой компрометации, талибы и Исламабад и настаивают на отказе от норвежского посредничества и об избрании Катара в качестве площадки для «внутриафганского диалога».
В этой связи вызывает некоторое недоумение слишком легкое согласие афганской стороны на перенос переговорной площадки из Норвегии в Доху. Конечно, с давлением американцев, стремящихся любой ценой усадить воюющие в Афганистане стороны за круглый стол, сегодня спорить непросто, однако, вряд ли стоит предоставлять талибо-пакистанской стороне лишние технические козыри при проведении политических торгов. Тем более, что взамен Кабул никаких политических преференций для себя не получает.
Впрочем, можно предположить, что правительство Афганистана решило разыграть некий гамбит, уступая сопернику некоторые позиции в начале партии, но рассчитывая компенсировать эти уступки уже в разгар переговорной интриги.
Нет сомнений, что диалог Кабула и талибов будет крайне трудным и длительным. Первые переговорные раунды не обещают ничего, кроме взаимных упреков и игровых комбинаций с использованием силы и угроз. И когда эти переговорные издержки начнут угрожать завести диалог в тупик, может возникнуть предложение сменить место проведения «банкета» - с катарского на то же, например, норвежское. Однако о создании запасной или, вернее, параллельной площадки для «межафганских переговоров» Кабулу следует побеспокоиться заранее и не класть все политические яйца в одну катарскую корзину, где они рискуют не уцелеть под ударами закулисных интриг офицеров ISI и панических атак американских дипломатов.
комментарии(0)