Китайские «снежные драконы» составят конкуренцию американцам в освоении Арктики. Фото VCG/VCG via Getty Images
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг перечислил вызовы, которые бросает Западу Китай. Один из них – это намерение Поднебесной усилить свое присутствие в Арктике. А 9 июня Дональд Трамп подписал меморандум о создании США собственного мощного ледокольного флота. Он поможет американцам усилить свои позиции в Арктике и Антарктике, обогнав соперников в освоении этих регионов – тот же Китай, а особенно Россию.
Об усилении влияния КНР Столтенберг говорил в интервью Би-би-си. «Китай приближается к нам. Мы видим это в Арктике, мы видим большие инвестиции в критически важную инфраструктуру в Европе», – отметил генсек НАТО. Столтенберг призвал Великобританию более настороженно относиться к сотрудничеству с китайским бизнесом, в частности, с телекоммуникационной компанией Huawei.
За океаном между тем в данный момент больше беспокойства вызывает именно проникновение Китая в полярные регионы планеты. Трамп подписал «Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике». В этом документе говорится о том, что стране для защиты собственных интересов и интересов своих союзников нужен «работоспособный ледокольный флот», который должен быть готов к финансовому 2029 году. Меморандумом предусматривается создание по меньшей мере нескольких постоянных полярных баз: двух на территории страны и двух – за границей. «Соединенные Штаты разработают и реализуют программу по созданию ледокольного флота для обеспечения полярной безопасности, которая отвечает нашим национальным интересам в Арктике и Антарктике», – отмечается в документе. Согласно меморандуму, президент поручил министру внутренней безопасности вместе с министром обороны, главой Береговой охраны и министром энергетики изучить «преимущества и риски» использования флота тяжелых ледоколов.
Сейчас США – отнюдь не лидер по числу таких кораблей. Американский полярный флот состоит из трех ледоколов. Причем рабочие из них – только два. Оба относятся к Береговой охране США. Один из них, средний ледокол Healy, предназначен для исследовательских целей. Он спущен на воду в 1999 году. Для прокладки маршрутов транспортных судов у США, по существу, есть только тяжелый ледокол Polar Star, введенный в эксплуатацию еще в 1977 году. Его систершип (судно почти идентичной конструкции) Polar Sea с 2010 года не выходит в море из-за проблем с двигателем.
C 2012 года Береговая охрана и ВМС США запустили программу Polar Security Cutter (примерно можно перевести как «Нож полярной безопасности»), в рамках которой предполагается построить шесть тяжелых ледоколов. Однако, до того как президентом США стал Трамп, она выполнялась крайне медленно, главным образом из-за проблем с финансированием. Только в январе 2019 года Береговая охрана США заключила контракт с компанией VT Halter Marine на постройку первого из шести судов проекта – дизель-электрического ледокола, пока не имеющего названия.
Сумма контракта составила 745 млн долл. Начало строительства ожидается в 2021 году, окончание – в 2024-м. Значит, если США намерены уложиться в обозначенные в меморандуме сроки, в ближайшие год-два будет заложено сразу несколько ледоколов.
У американцев есть все основания для спешки. Всемирное потепление постепенно освобождает Арктику ото льда. Это может открыть доступ к освоению природных богатств региона и превратит Северный морской путь в одну из самых важных транспортных артерий планеты. Трамп неоднократно обращал внимание на важность этой части планеты для США, причем порой делал это в весьма оригинальной, если не сказать шокирующей форме. Вспомним его заявление от августа 2019 года о том, что Соединенные Штаты готовы приобрести у Дании остров Гренландия в том числе потому, что для датчан, оказывается, очень дорого эту территорию содержать. В результате официальный визит Трампа в Копенгаген был сорван.ц
Наконец, заметно усиливают свое присутствие в Арктике и конкуренты США, от которых американцы по ряду параметров заметно отстают. Это касается, в частности, ледокольного флота. У КНР есть на сегодняшний день два тяжелых ледокола, чьи названия переводятся с китайского как «снежный дракон»: «Сюэлун-1» и «Сюэлун-2». Первый – это переделанное судно-снабженец, приобретенное у Украины в 1993 году. Второй «снежный дракон» сделан с нуля и спущен на воду в 2019 году. Это произошло, кстати, через несколько месяцев после скандала, связанного с американским полярным флотом. В декабре 2018 года ушедший в том же году в отставку с поста командующего Береговой охраной адмирал Пол Цукунфт, выступая в Центре Вильсона, заявил, что вынужден был отказаться от отправки Polar star по Северному морскому пути и последующих учений из-за опасений, что ледокол может сломаться, и тогда его будут спасать русские.
На сегодняшний день Россия – лидер по развитию ледокольного флота. Отчасти это объясняется советским «наследством», отчасти – позитивными переменами за последние годы. Помимо многочисленных дизель-электрических ледоколов у России есть единственный в мире атомный ледокольный флот. В настоящий момент в него входят двухреакторные суда «Ямал» и «50 лет Победы», однореакторные «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть».
Однако руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель полагает неверным считать, что американские планы не должны беспокоить Россию. Ведь большое значение имеет не столько количество судов, которые есть у той или иной страны, сколько сам факт того, что США обзаводятся ледоколами, способными проводить караваны через Северный морской путь без российской помощи. «Американцы начинают осознавать то, что по вопросам освоения Арктики они отстают. И по ледоколам, и по изучению региона. И они полны решимости ликвидировать это отставание», – сказал «НГ» Журавель.
Он отмечает, что масштабное строительство ледоколов надо рассматривать в общем контексте политики США в отношении Арктики. «Американцы пытаются нагнетать обстановку. Они все настойчивее говорят о том, что надо изменить статус плавания по Северному морскому пути. А нерегиональные государства – тот же Китай – хотят получить право на добычу полезных ископаемых в Арктике. Значит, ценность Северного морского пути увеличивается», – поясняет Журавель.
Он отмечает, что за последние годы США и их союзники резко усилили свою активность во всех частях Арктики. В Норвегии ведется строительство американской РЛС, усиливаются споры с этой страной за Шпицберген. США явно взяли курс на включение в НАТО Швеции и Финляндии – двух важных приарктических государств.
«Пока применяется то, что называется мягкой силой. Россию критикуют за монополизацию арктических ресурсов. В связи с этим, кстати, недавняя авария под Норильском, где разлилась нефть, нанеся ущерб экологии, – событие не в нашу пользу. Арктика остается регионом с минимальным уровнем милитаризации», – говорит Журавель. Тем не менее эксперт отмечает, что ситуация явно меняется. Это показывает и строительство ледоколов, которые будут не гражданскими, а поступят ВМС и Береговой охране США.
При этом, как подчеркивает Журавель, инструментов контроля за сохранением стабильности в полярных регионах становится все меньше. Он обращает внимание, в частности, на то, что после украинских событий 2014 года прекратились встречи начальников генштабов стран Арктического совета. В него входят Дания, Канада, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, а также Россия и США. То есть с координацией усилий по сохранению мирного характера освоения Арктики возникают проблемы.
комментарии(0)