Фото Izzeddin Idilbi/Anadolu Agency via Getty Images
Намеченный на 14 июня визит министров иностранных дел и обороны Сергея Лаврова и Сергея Шойгу в Турцию был перенесен, о чем стало известно за несколько часов до начала переговоров. В сообщении на официальном сайте российского дипломатического ведомства говорится, что работа над темами, которые должны были обсуждаться на встрече, продолжается. Ситуацию в Сирии и Ливии военные и дипломаты из Москвы и Анкары теперь обсуждают практически одновременно, что качественно усложняет переговорный процесс.
Лавров и Шойгу должны были, согласно плану, 14 июня возглавить межведомственную российскую делегацию на переговорах в Стамбуле. В повестке встречи дипломатов и военных двух стран была заявлена проблематика, которая затрагивала вооруженный конфликт в Ливии и гражданское противостояние в Сирии. Однако за считаные часы до начала переговоров МИД России сообщил, что мероприятие переносится. «Работа продолжается. Дата встречи министров иностранных дел и обороны двух стран будет согласована дополнительно», – говорилось в сообщении на официальном сайте российского ведомства. О причине переноса не сообщалось, однако ремарки МИД РФ косвенно указывали, что переговорам могла помешать тема Ливии.
«Эксперты находятся в контакте в интересах скорейшего согласования прекращения огня, а также налаживания межливийского переговорного процесса на политическом и экономическом направлениях под эгидой ООН в соответствии с решениями Берлинской международной конференции от 19 января и резолюцией 2510 Совета Безопасности ООН», – отмечали в МИД РФ. В турецком дипведомстве, в свою очередь, сообщили, что 14 июня глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу провел телефонный разговор с Лавровым. В ходе разговора контакты между заместителями министров двух стран было решено продолжить, министерские же переговоры было решено провести позднее, следует из сообщения.
В Сирии в подвешенном состоянии находится ситуация вокруг анклава в провинции Идлиб, контроль над которым делят боевики умеренной оппозиции и радикальные элементы. Турция выступает военным и политическим гарантом повстанцев в этом районе. Что касается ливийского театра боевых действий, то здесь турецкое руководство поддерживает международно признанное Правительство национального согласия (ПНС), которое в последнее время успешно возвращает под свой контроль стратегически важные пункты на подступах к Триполи. Официально Россия равноудалена от всех сторон конфликта в бывшей Джамахирии, однако Турция не стесняется называть ее покровительницей противостоящего силам ПНС фельдмаршала Халифы Хафтара.
«Официально Россия и Турция не связывают два досье, однако понятно, что в реальности они тесно переплетены как в дискурсе, так и в плане негласного воздействия друг на друга, – заявил «НГ» приглашенный исследователь Института Ближнего Востока (MEI) в Вашингтоне, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Антон Мардасов. – Очевидно, что за время карантина назрела необходимость согласования как вопросов урегулирования ситуации на юге трассы М4 – той части соглашения по Идлибу, срыв которой грозит новым обострением, так и вопросов вокруг востока Сирии и продолжения работы Конституционного комитета». При этом пандемия не повлияла на активность боевых действий в Сирии и Ливии, замечает аналитик.
«Сложная экономическая ситуация в Сирии укрепляет позиции курдов и делает их интеграцию с Дамаском еще сложнее. А буксующая ситуация с Конституционным комитетом лишает Москву возможности преподнести международному сообществу перед выборами президента в Сирии в 2021 году результаты своей работы и создать видимость реформ в этой стране, – говорит Мардасов. – Как кажется сейчас, у Турции больше резона согласиться с тем, что пытается на данном этапе предложить восток Сирии – ограниченное введение Курдского национального совета в политическую жизнь, что открыло бы дорогу для работы турецких спецслужб на контролируемой Демократическими силами Сирии территории, и неизбежный процесс «ребрендинга» курдов».
По словам эксперта, это более подходящий сценарий для Анкары, нежели давление на прозападный альянс Демократические силы Сирии, которое сопровождается подрывной политикой со стороны официального Дамаска. «В этом плане у Москвы, возможно, есть соблазн постоянно создавать раздражители для Анкары в Сирии и вынуждать ее тем самым на какие-либо меры на северо-западе и на северо-востоке, чтобы стимулировать интерес стран Персидского залива, с одной стороны, и принудить курдов к более выгодным условиям торга с Дамаском – с другой, – считает Мардасов. – Но это довольно конфликтогенный сценарий. И сейчас для Москвы более выгодно договариваться с Турцией».
Кроме того, как утверждает аналитик, Россия из-за «демонстрации своего присутствия в Ливии» вышла из тени Объединенных Арабских Эмиратов и Египта и стала представлять собой игрока, который имеет возможность очертить зоны влияния в Ливии.
комментарии(0)