Против погромщиков в Париже был применен слезоточивый газ. Фото Reuters
Использование полицейскими удушающих приемов при задержании, запрещенное на прошлой неделе министром внутренних дел Франции Кристофом Кастанером, опять разрешено. Это напрямую связано с последними событиями в стране – масштабными протестами медработников, омраченными столкновениями с сотрудниками правоохранительных органов, и конфликтом в Дижоне между представителями чеченской и североафриканской диаспор.
Франция была одной из первых стран, чьи власти и общество откликнулись на протесты против полицейской жестокости, прокатившиеся по США. Манифестации, часто перераставшие в грабежи и погромы, прошли здесь почти синхронно с аналогичными акциями за океаном.
На волне возмущения действиями полиции Кастанер объявил 8 июня, что во Франции, как и в США, пройдет реформа правоохранительной системы. Ее проект он пообещал представить в июле. А пока министр внутренних дел заявил о готовности покончить с наиболее раздражающими особенностями работы французских копов. Им запрещалось использовать удушающие приемы при задержаниях. Об этом министр уведомил профсоюз полиции специальным письмом. Напомним, что афроамериканец Джордж Флойд, чья смерть вызвала волнения в США, погиб из-за того, что полицейский надавил ему коленом на шею.
Решение министра получило поддержку протестующих и неодобрительные отзывы профсоюза. Он даже устроил митинги, пообещав забастовку. И вот 16–17 июня Глава национальной полиции Франции Жан-Марк Фалькон все-таки направил ряд бумаг в местные полицейские управления и полицейский профсоюз, в которых разъяснил, что удушающие приемы запрещено применять только в ходе тренировок.
То есть, проще говоря, им не будут обучать. Если же полицейский считает, что для защиты его жизни удушающий прием необходим, его можно применить. Любопытно, что параллельно правительство страны решило внедрить в практику работы стражей порядка электрошокеры. Сейчас они применяются нечасто, зато широко распространены в американской полиции. Причем в США в ходе протестов как раз звучат требования запретить использование электрошокеров при задержаниях.
Возможно, в данном случае на власти подействовали не столько угрозы полицейского профсоюза, сколько последние события. Французские медики возобновили забастовки и протесты, прерванные из-за пандемии. Их основные требования – радикальное изменение условий труда и повышение заработной платы. Во вторник по всей стране прошли многотысячные акции медиков. Особенно массовыми они были в Тулузе, Нанте, Бордо, Страсбурге, Лионе, Гренобле и Марселе. В Париже в шествии от Министерства здравоохранения до эспланады Инвалидов приняли участие 18 тыс. человек. Манифестанты были настроены мирно, однако акция пошла по знакомому в США сценарию: в рядах протестующих оказалось несколько сотен радикалов, которые попробовали разгромить близлежащие магазины. Полиция применила дубинки и слезоточивый газ. Десятки человек задержаны.
Во Франции именно эти события получили наибольший резонанс. А за рубежом впечатление произвели волнения в Дижоне. Здесь в течение четырех дней держали улицы в страхе от 100 до 200 приехавших из разных городов Франции (Страсбург, Труа, города Лазурного Берега), Бельгии и Германии чеченцев. Французов они не били, на журналистов и полицейских не нападали, а вот выходцам из Северной Африки от них доставалось. В ночь на 16 июня в Дижоне начались уже столкновения полиции с местными жителями. Всего за четыре дня беспорядков было ранено 11 человек.
Представители чеченской диаспоры утверждали, что всему виной стало избиение чеченского подростка наркоторговцами из района Гризель, населенного преимущественно выходцами из Марокко, и бездействие полицейских. В записке для служебного пользования, составленной Центральным управлением судебной полиции (особая структура, в функции которой входит в том числе борьба с организованной преступностью), которая попала в распоряжение газеты Parisien, события в Дижоне трактуются по-другому. Там избиение 16-летнего чеченца, которое, как утверждается, произошло в спортбаре во время трансляции футбольного матча, и последующие события названы частью долгого противостояния между чеченцами и североафриканцами. В записке сказано, что отношения двух общин в последнее время обострились из-за бытовых инцидентов и раздела сфер влияния в преступном мире. Этой весной были массовые драки чеченцев и выходцев из стран Магриба в Ницце и Труа.
Как бы то ни было, во вторник в Дижон введен спецназ жандармерии. Кастанер пообещал «жесткий ответ» на «акты запугивания» в городе. В Дижон прибыл госсекретарь главы МВД Лоран Нуньес, чтобы лично координировать действия стражей порядка. А в среду Фадила Хаттаби и Дидье Мартин, два депутата парламента департамента Кот-д’Ор, в который входит Дижон, обратились к Кастанеру с просьбой объявить Гризель «районом республиканского контроля» (Le quartier de reconquête républicaine, QRR). Это значит, что здесь должны постоянно находиться усиленные полицейские подразделения. И естественно, арсенал средств, которые они вправе использовать, должен быть велик.
комментарии(0)