Размах протестов в Гонконге уменьшается, но их разгоняют по-прежнему жестко. Фото Reuters
Профсоюзам и студенческим лидерам в бывшей британской колонии не удалось организовать забастовки и уличные выступления против закона о национальной безопасности, подготовленного КНР. Массовые протесты длились год, но ограничения в связи с пандемией и угрозы арестов сбили волну демонстраций. Дальнейшему усилению контроля Пекина над Гонконгом будет способствовать создание в нем отделения Министерства госбезопасности (МГБ) Китая под другим названием.
В заповеднике капитализма, каким на протяжении более полутора веков был Гонконг, и власть, и частный бизнес противились созданию профсоюзов. Но благодаря движению в защиту демократии, охватившему особый административный район КНР в последнее время, активисты сумели продвинуть создание тред-юнионов во многих отраслях экономики.
Они действуют теперь в авиакомпаниях, строительстве, на транспорте, в туристической отрасли. Однако, когда стал обсуждаться вопрос о проведении забастовок против закона о национальной безопасности, разработанного Пекином, выяснилось, что члены профсоюзов относятся к этой инициативе без энтузиазма.
Нужно было собрать не менее 60 тыс. голосов в поддержку стачки, а за нее высказалось менее 9 тыс. человек. Как передает Reuters, «Платформа действий» школьников старших классов одновременно собиралась устроить бойкот занятий. Но голосование показало, что предложение не нашло достаточной поддержки. По мнению обозревателей, это объясняется тем, что студенты и другие жители Гонконга опасаются попасть в кутузку: ведь из-за карантинных ограничений собираться большими группами на улицах и площадях запрещено.
Как отмечает газета South China Morning Post, движение протеста, прежде такое мощное, драматически уменьшилось в масштабах и утратило боевой задор. За исключением массового протеста перед Новым годом, все последующие выступления в 2020 году были небольшими и подавлялись полицией, которая стала действовать агрессивно. На пике движения его участники создали зашифрованные каналы в Telegram. Большинство из них еще активны, но используются не для обсуждения стратегии выступлений, а для того, чтобы помочь тем, кому грозит тюрьма.
Глава администрации Гонконга Кэрри Лам, неуклонно и бескомпромиссно проводящая в жизнь ту политику, которую предписывает Пекин, прибегла к формулировке из лексикона Сталина, а до него – Робеспьера, чтобы нагнать страху на оппозиционеров. Она назвала противников закона о национальной безопасности для Гонконга, который готовит парламент КНР, «врагами народа». Этот термин, как напоминают в письме в местную газету два общественных деятеля Гонконга, используется демагогами и диктаторами для того, чтобы заткнуть рты, посадить или просто уничтожить оппонентов и критиков.
Может быть, эти авторы все же паникуют? Ведь Пекин совершенно не желает пугать иностранных и местных инвесторов, стремясь сохранить за Гонконгом роль хаба международных финансов и торговли. Пока детали закона о безопасности еще обсуждаются в постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей (парламента). Ожидают, что в окончательном виде закон будет принят в конце июня. Из его проекта видно, что участников протестов можно будет призвать к ответу за следующие преступления: раскольническая деятельность, подрыв государственной власти, терроризм и сотрудничество с внешними силами, которое наносит ущерб национальной безопасности.
Причем, как отмечают наблюдатели, китайские законодатели не раскрывают, по каким критериям будет устанавливаться факт преступного деяния. Поди докажи, что ты не подрываешь устои. К тому же, как передало агентство «Синьхуа», в Гонконге в соответствии с новым законом будет создано бюро национальной безопасности. Этот шаг, как отмечают СМИ на Западе, еще больше усилит контроль правоохранительной системы КНР над полуавтономным Гонконгом.
В беседе с «НГ» и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, касаясь спада протестов в Гонконге, отметил: «Во-первых, предполагалось, что законопроект должен родиться примерно к концу августа. А Пекин сработал на опережение. Профсоюзы, студенческое движение оказались просто не готовы к этому. Во-вторых, лето – обычно пора затишья в Гонконге. Так что время для объявления законопроекта было выбрано Пекином правильно. В-третьих, Китай разработал долгосрочную стратегию переподчинения себе законодательства Гонконга, создания там разветвленной структуры системы безопасности. В Пекине создается агентство, которое будет мониторить ситуацию на этой территории. До сегодняшнего момента создавать там органы Министерства государственной безопасности Китая было запрещено. А теперь МГБ, не нарушая закона, организует свое подразделение под другим названием».
Пока Пекин переборол Гонконг. «Это не значит, что не будет протестов в дальнейшем. Но сейчас полное преимущество на стороне Пекина», – заключил Маслов.
комментарии(0)