Саммит Евросоюз–Китай состоялся в формате видеоконференции. Фото Reuters
Первый саммит между новыми руководителями ЕС и Китаем прошел по видеосвязи в понедельник. Евросоюз представляли главы Европейского совета Шарль Мишель и Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, а Пекин – глава правительства Ли Кэцян. Потом к переговорам присоединился председатель КНР Си Цзиньпин, что свидетельствовало о стремлении Китая к расширению политических и экономических контактов. Тут желания сторон сошлись. Но договор об инвестициях, о котором шла речь в прошлом году, так и не был подписан. Европа недовольна условиями работы на китайском рынке и поддержкой Китаем госкомпаний. Кроме того, сближению Брюсселя с Пекином препятствует Вашингтон.
Премьер-министр Ли Кэцян в своем выступлении подчеркнул, что Китай и Евросоюз – скорее партнеры, чем соперники. А пресса и аналитики в Пекине считают, что главная цель саммита состояла в том, чтобы восстановить взаимное доверие и заново запустить экономическое сотрудничество после спада, вызванного пандемией. Как сказал Чжан Мин, глава китайской миссии при ЕС, это была первая встреча на высшем уровне после того, как в блоке было сформировано новое руководство. И китайская сторона надеется на то, что оно продолжит на дипломатическом фронте независимую линию, заботясь об интересах Европы, а не чужих интересах. Китайские эксперты, в частности, писали в своих работах, что никто не отказывался официально от выдвинутой на предыдущем раунде переговоров задачи заключить договор об инвестициях.
Газета Global Times, которая издается Коммунистической партией Китая, подчеркивала, что договор об инвестициях выгоден обеим сторонам, но особенно странам ЕС, поскольку он позволит им защитить свои интересы на китайском рынке. При этом, пишет издание, нельзя политизировать экономические и торговые проблемы. Словом, официальные лица и СМИ КНР сделали упор на том, что встреча должна принести позитивные результаты.
Европейские чиновники тоже толковали о желании урегулировать разногласия. Но при этом призывали Китай «лучше себя вести». «Мы готовы работать с Китаем. Но мы также ожидаем, что Китай как одна из самых больших экономик мира будет исполнять свои обязанности. Пандемия обострила некоторые озабоченности ЕС», – заявил агентству Reuters высокопоставленный чиновник блока, который помогал готовить саммит.
О каких же озабоченностях шла речь? Пекин, как говорят официальные лица в Брюсселе, оказывал давление на те страны блока, которые критиковали его за то, что китайские власти сделали или не сделали после вспышки инфекции. Пекин также распространял фальшивые сообщения о том, что в Европе не борются с COVID-19. Пекин отвергает эти обвинения.
Впрочем, еще до пандемии между Китаем и Евросоюзом возникли разногласия, касающиеся Гонконга. Правительства стран ЕС выразили «глубокое беспокойство» по поводу подготовки в Китае закона о безопасности для Гонконга, который подрывает полуавтономный статус территории.
В то же время на ЕС оказывают давление США. Блок нуждается и в Америке, и в Китае. Он вынужден балансировать между двумя державами, не желая обострить отношения ни с одной из них. Обозреватель Си-эн-эн Лук Макги в этой связи отмечает, что Евросоюз за последние несколько лет активно добивался сближения с Пекином, имея главной целью проложить надежный путь для инвестиций и двусторонней торговли. Конечно, Европе приходится оглядываться на США, делая каждый шаг. Ведь президент США Дональд Трамп требует наказать Китай за кражу западных технологий, за неравноправные условия торговли, преследование религиозных меньшинств и другие грехи. Брюсселю трудно игнорировать призывы США к санкциям и разрыву связей с Китаем. Но даже если бы ЕС пожелал отвернуться от Китая, он все равно не смог бы этого сделать. Слишком велика взаимная зависимость, резюмирует Макги.
В беседе с «НГ» доцент МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отметил: «США всегда были основным стратегическим партнером ЕС, прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности. А Китай Объединенная Европа даже формально не называет партнером. У нее с Китаем отношения конструктивного соперничества. Да, Китай – очень значительный и даже политический контрагент Европы. Но предположить, что она может предпочесть Китай в ущерб Штатам, невозможно. Конечно, Китай сильно закрепился в Европе, прежде всего за счет южноевропейских и восточноевропейских стран, которые сидят на китайских инвестициях и ссудах. В этом смысле Китай повышает свое влияние на европейскую политику».
1 июля председателем Евросоюза становится Германия. Но это не очень повлияет на отношения ЕС с Китаем. «Дело в том, что внешнеполитическая повестка блока не определяется страной-председателем. Она определяется на долгосрочной основе документами, принятыми консенсусом. И хотя Германия хотела бы сделать отношения с Китаем более интенсивными, например возобновить военно-техническое сотрудничество, североевропейские страны и Бельгия сопротивляются этому. Поэтому резкой подвижки в торговых связях произойти не может. Все останется, как есть», – полагает эксперт.
комментарии(0)