Лидеры Франции и России на этот раз проведут беседу не очно, а в формате видеоконференции. Фото с сайта www.kremlin.ru
На 26 июня намечена видеоконференция президента РФ Владимира Путина с французским коллегой Эмманюэлем Макроном. В центре внимания будут отношения двух стран, а также положение в Иране, Сирии, Украине и Ливии. Интерес к последней стране особенно велик. Из-за Ливии отношения Франции с ее союзницей по НАТО Турцией заметно обострились.
О повестке видеоконференции двух лидеров рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По его словам, помимо двусторонних отношений Путин и Макрон обсудят кризисные ситуации. «Это и украинское направление, это и Сирия, это и Ливия», – сказал Песков, добавив, что возможно обсуждение и других тем, которые оба лидера посчитают нужным обсудить.
Любопытно, что в сообщении Елисейского дворца о повестке переговоров среди стран, которые оба лидера должны обсудить, на первое место поставлена Ливия.
Если в связи с Сирией и конфликтом в Донбассе каких-либо серьезных новостей нет, то в Северной Африке ситуация меняется. Египет заявил о готовности вмешаться в гражданскую войну в Ливии на стороне войск Халифы Хафтара с тем, чтобы не позволить Турции и близкому к ней Правительству национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа закрепиться в районах нефтяных терминалов. В Анкаре обвиняют в французов и египтян в поддержке Хафтара.
А в середине июня в Средиземном море произошел инцидент во время операции НАТО, направленной на соблюдение эмбарго на поставку оружия в Ливию (см. «НГ» от 23.06.20). По данным французской стороны, турецкий военный фрегат отказался выполнить распоряжение корабля ВМС Франции остановиться для досмотра. Более того, турки взяли на прицел французский военный корабль с помощью радарной системы ракетного наведения. У Турции иная версия. Якобы французский корабль проводил опасное маневрирование и поэтому, чтобы не допустить столкновения, за ним наблюдали с помощью радаров.
Инцидент был обсужден 17 июня на видеоконференции министров обороны стран НАТО. Однако какого-либо решения не было принято. Это дало основания Макрону повторно повторить свое сделанное ранее утверждение о недееспособности НАТО как структуры, у которой, как он выразился, наступила «смерть мозга». Это выражение французский президент уже употребил год назад, говоря о Североатлантическом альянсе в интервью журналу Economist.
Сейчас Макрон обвинил Турцию в «опасной игре» в Ливии. В Анкаре ему также резко ответили. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу обвинил Францию в создании хаоса в Ливии. При этом следует заметить, что турки неоднократно говорили о поддержке Россией Хафтара, хотя Москва официально старалась дистанцироваться от того, чтобы ее ассоциировали только с одним из участников ливийской гражданской войны.
Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский в беседе с «НГ» отметил, что в Ливии, равно как и вообще на Ближнем Востоке, у России и Франции есть как совпадения интересов, так и конфликты. «Но чего не просматривается – так это инициативы, способной сблизить страны в долгосрочной перспективе. Макрон сразу же после своего избрания собирался перезагрузить диалог с Россией, начать его с новой отметки. Но не очень получалось. Ясно, например, что санкционный режим ЕС, введенный из-за Украины, не будет отменен. Тут даже никакого просвета не видно», – сказал эксперт.
Рубинский склонен связывать активность Макрона на российском направлении с ситуацией во Франции. «В 2022 году в стране предстоят новые президентские выборы. Возникает вопрос, с чем на них Макрон пойдет. Сейчас он стремится придать, так сказать, новое дыхание своему внутри- и внешнеполитическому курсу. С этим, в частности, связано то, что в ближайший месяц во Франции будет реорганизация правительства, может быть, сменится премьер-министр».Эксперт полагает, что активизация контактов с Россией вскоре после нового заявления о «смерти мозга» НАТО – это тоже свидетельство поиска новых акцентов, но во внешней политике, считает Рубинский.
комментарии(0)