Фото Stringer/Anadolu Agency/Getty Images
CША подготовили новый мощный информационный удар по Китаю. При участии американского антикоммунистического фонда проведено негласное расследование в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. В докладе утверждается, что Пекин на генетическом уровне сокращает популяцию уйгуров. Женщин, принадлежащих к этому национальному меньшинству в КНР, принуждают к стерилизации или применению противозачаточных средств. Агентство АР, изложившее документ, обратилось за комментарием к властям района, но ответа не получило.
Китайское правительство предпринимает драконовские меры, чтобы уменьшить уровень рождаемости среди уйгуров и других этнических меньшинств. Цель – ограничить рост мусульманского населения в стране.
Такая практика носит более систематический характер и более широко распространена, чем было известно раньше. Об этом говорится в исследовании АР. Оно, по утверждению агентства, основывается на официальной статистике, государственных документах и интервью с 30 бывшими заключенными, членами их семей и бывшим инструктором лагеря перевоспитания.
Власти регулярно заставляют женщин из нацменьшинств проходить тест на беременность, принуждают их применять внутриматочные противозачаточные средства (IUD), подвергаться стерилизации или даже абортам. В документе говорится, что в масштабах всей страны IUD и стерилизацию используют теперь меньше, а в Синьцзяне применение таких методов ограничения рождаемости резко выросло.
Тех, кто отказывается подчиниться, могут подвергнуть наказанию. Главная причина отправки людей в лагеря – то, что у них слишком много детей. Родителей трех или более детей разлучают с ними, если семья не в состоянии заплатить крупные штрафы. Полиция обыскивает дома, чтобы установить, нет ли там спрятанных детей.
Климат террора привел к тому, что рождаемость в районах Хотан и Кашгар упала более чем на 60% с 2015 по 2018 год, согласно статистике правительства. А в целом по Синьцзяну в прошлом году рождаемость снизилась на 24%. Что касается всего Китая, то рождаемость упала всего на 4,2%.
Синолог Эдриан Зенз подготовил доклад на эту тему. У него-то АР и добыло материал для публикации. Репортеры многократно обращались в МИД КНР за комментариями, но оно перенаправляло запросы правительству Синьцзяна. Ответа от него не было. Тем не менее китайские чиновники говорили, что новые меры справедливы, они направлены на то, чтобы дать и ханьцам, и этническим меньшинствам право заводить одинаковое количество детей.
Как отмечают наблюдатели, прежде в течение десятилетий в Китае действовала одна из самых передовых систем поощрения национальных меньшинств в мире. Уйгурам и другим народностям давали преимущество при поступлении в колледжи, выделяли квоты на прием на работу в государственные учреждения. Это касалось и контроля над рождаемостью. Согласно установке «одна семья – один ребенок», от которой теперь отказались, чиновники поощряли или навязывали силой стерилизацию, аборты и другие методы контрацепции китайцам. А меньшинствам разрешили иметь по два ребенка, даже три, если они были деревенскими жителями.
Но в 2014 году главный чиновник Синьцзяна заявил, что наступила пора применить принцип равенства в семейном планировании. В последующие годы ханьцам в автономном районе разрешили иметь, как и другим жителям, по два или три ребенка. Однако равны все только на бумаге. На практике ханьцев, как правило, не отправляют в заключение за то, что они имеют слишком много детей, их женщин не принуждают к абортам, стерилизации, как другие национальности.
Подоплеку кампании по ограничению рождаемости можно разглядеть, познакомившись с работами китайских ученых, связанных с государством. Например, в докладе Института социологии Академии общественных наук Синьцзяна от 2017 года указывалось, что растущее мусульманское население превратилось в рассадник бедности и экстремизма. Именно в больших религиозных семьях вырастали фанатики, устраивавшие взрывы, нападавшие на государственных служащих с ножами.
А американские эксперты, такие как Дэррен Байлер из университета Колорадо, утверждают, что конечная цель Пекина состоит в том, чтобы лишить уйгуров веры в ислам и ассимилировать в китайское общество. В лагерях родителей подвергают политическому перевоспитанию, а в это время их дети проходят индоктринацию в приютах.
Страшноватую картину нарисовал в своем труде синолог Зенз. Но возникает вопрос: можно ли рассматривать его доклад как беспристрастную фиксацию объективных фактов? В этом уверенности нет. Дело в том, что исследователь работает по контракту на мемориальный фонд «Жертвы коммунизма» в Вашингтоне. Он был создан в 1994 году в соответствии с законом, принятым Конгрессом США. Эта организация ставит целью «отдать дань памяти более 100 млн жертв коммунизма, воспитать нынешнее и будущее поколения и отдать должное тем, кто помог выиграть холодную войну». Почетным председателем фонда в 2007 году числился один из президентов США.
Понятно, о чем идет речь, когда говорится о победе в холодной войне, – о Советском Союзе. Чтобы увековечить это событие, и создан фонд. Но теперь антикоммунистическая структура начинает тратить деньги на обличения Китая. Что вполне соответствует нынешнему курсу Вашингтона. Недаром госсекретарь Майкл Помпео и другие высшие чиновники американской администрации теперь самую едкую критику адресуют не столько Китаю как государству, сколько правящей Коммунистической партии.
комментарии(0)