Парламент Китая одобрил закон о национальной безопасности Гонконга. Фото Reuters
1 июля в Гонконге выходной день. Будет отмечаться 23-я годовщина передачи британской колонии Китаю. Учитывая, что эта дата обычно сопровождается демонстрациями в защиту автономии территории, парламент КНР в срочном порядке принял закон о национальной безопасности Гонконга, который позволяет приговаривать участников движения протеста к длительным срокам. Документ подписал затем председатель КНР Си Цзиньпин. США осудили этот акт и объявили, что введут санкции против китайских чиновников, причастных к ущемлению демократии в городе. Вашингтон поддержала группа G7. Но, по мнению экспертов, Пекин, вероятно, воздержится от суровых репрессий, поскольку желает сохранить Гонконг в качестве торгово-финансового хаба.
Голосование в Постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей (парламенте) прошло без сучка и задоринки. Все 162 депутата, включая представителей Гонконга, одобрили закон. Как ранее передавало «Синьхуа», официальное информационное агентство КНР, он квалифицирует как преступные такие правонарушения, как сепаратизм, подрывная деятельность против правительства Китая, терроризм, сговор с иностранными силами. На момент выхода в свет этого номера газеты полный текст закона не был опубликован. Но, по сообщениям СМИ, лиц, виновных в вышеупомянутых проступках, можно будет отправлять в тюрьму на всю жизнь.
В городе работает Законодательное собрание, а в нем помимо большинства, поддерживающего Пекин, есть и оппозиционные депутаты. Они говорят, что принятие закона означает конец формулы «одна страна – две системы», на основе которой после перехода Гонконга под контроль Китая территория сохраняла ограниченные демократические и гражданские свободы. И, главное, эти свободы включали право на собрания, свободу прессы, независимые суды. В материковом Китае все эти права не соблюдаются.
CNN предсказала, что одобрение закона, возможно, вызовет новую вспышку гнева и демонстраций гонконгцев, как это происходило в течение более шести последних месяцев. Ведь 1 июля стал ежегодным днем протестов. Но полиция впервые с 1997 года не дала разрешения на мирные шествия.
Коммунистическая партия Китая и государственные СМИ указывают, что закон жизненно необходим для защиты национальной безопасности. Ведь правительство города пыталось провести такое законодательство еще в 2003 году и потерпело неудачу ввиду массовых протестов. Наблюдатели, однако, отмечают, что, согласно проекту закона, Пекин создаст в городе орган, в котором будут работать сотрудники служб безопасности с материка. А возглавлять новое подразделение будет заместитель министра общественной безопасности КНР.
Джошуа Розенберг, представитель организации Amnesty International, заявил, что Китай провел закон быстро и в обстановке секретности. Значит, он создал оружие репрессий против критиков правительства. Снять тревогу оппозиционеров никак не помогла и информация, опубликованная газетой South China Morning Post со ссылкой на бывшего главу администрации города Лен Чуньина. Этот политик, который ныне входит в состав высшего консультативного органа КНР, сказал, что людям, которые донесут на нарушителей закона, будет выплачиваться гонорар. Его размер может достигать 129 тыс. долл., если информация приведет к аресту злоумышленника.
Закономерен вопрос: готов ли Пекин обрушить свою карающую десницу на головы сторонников ускользающей автономии? В беседе с «НГ» Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения ВШЭ, отметил: «Нужно учесть: люди в Гонконге устали, протесты теперь не такие массовые, как раньше. А у Пекина в распоряжении большие ресурсы. Пекин иногда напоминает, что может даже перестать подавать пресную воду на остров Гонконг. С другой стороны, разве Пекин не заинтересован в том, чтобы сохранить уникальную территорию, где сосуществуют восточная и западная правовая культура? Ведь расцвет Гонконга пришелся на время, когда Пекин желал, чтобы он сохранял некоторые свои свободы, определенную автономность».
В принципе полностью заглушить этот протест Китай в состоянии. Но цена будет велика. Гонконг утратит ту специфику, которая привлекала иностранцев и приносила пользу Китаю. Через эту территорию он выходил в мир и получал доступ к инвестициям и новым технологиям. Не исключен такой вариант: Пекин, осознав, что реакция на закон была негативной, в дальнейшем смягчит свою весьма жесткую политику в отношении этой территории, полагает Карнеев.
комментарии(0)