Фото Justin Sullivan/Getty Images
В среду Канада, Мексика и США, ежегодный товарооборот которых превышает 1,2 трлн долл., начали торговать по новым правилам. Вступило в действие соглашение USMCA, которое пришло на смену действовавшему с 1994 года Соглашению о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA).
Старое соглашение пришедший в Белый дом Дональд Трамп назвал крайне плохой сделкой. Предыдущий торговый пакт, по мнению президента США, способствовал сокращению рабочих мест и падению заработной платы в его стране из-за притока дешевой рабочей силы из Мексики и переноса целого ряда производств на ее территорию.
Наиболее важные нововведения USMCA касаются автомобилестроения, металлургии и молочной промышленности. Однако американские СМИ больше всего внимания уделяют новшествам в автомобилестроении. Как пишет Forbes, с 1 июля не менее 70% стали, алюминия и стекла, которые используются при производстве автомобилей, должны быть изготовлены в Северной Америке. Общее число комплектующих таких автомашин должно быть минимум на 75% американским, тогда как ограничительный порог в NAFTA составлял 62,5%). До 45% комплектующих должно быть произведено рабочими с зарплатой не менее 16 долл. в час, причем трудящиеся должны получить право объединяться в профсоюзы. Эти меры призваны, с одной стороны, улучшить условия труда в Мексике, а с другой - сделать ее менее привлекательной для американских автомобильных компаний с точки зрения вывода туда своих производств.
Несмотря на то, что Трамп называет USMCA настоящим прорывом, представители деловых кругов и эксперты пока не особо разделяют оптимизм президента США. Глава Американского автомобильного совета (AAPC) Мэтт Блант говорит, что новое соглашение чинит немалые препятствия, особенно административного характера. По его словам, строгие требования относительно регионального контента не существуют ни в одном соглашении о свободной торговле где-либо еще в мире. «Выполнить эти требования будет непросто. Нашим членам придется инвестировать миллионы долларов, чтобы соответствовать новому правилу происхождения (комплектующих). Поэтому мы надеемся, что правительство предоставит нам некоторую гибкость», - сказал Блант.
Ситуация во многом осложняется из-за пандемии коронавируса. Все три участницы соглашения истытывают глубокую рецессию, в результате чего сократили свои торговые обмены до рекордно низкого ежемесячного уровня за последнее десятилетие. По словам Джеффа Пратта, сотрудника международной компании финансовых услуг BDO, работающей со многими производителями автомобилей, сочетание пандемии COVID-19, экономического спада и новых требований USMCA привело к возросшим сбоям в поставках компонентов. Если в прошлогоднем опросе BDO 21% респондентов заявили, что испытали сбой в цепочке поставок комплектующих, то теперь этот негативный феномен коснулся до 75-90%.
При этом Мексика и Канада недовольны тем, что Вашингтону в ходе переговоров удалось отстоять применение 232-й статьи закона США о расширении торговли от 1962 года. Она дает возможность президенту США возводить торговые барьеры против тех или иных государств, если это оправдано интересами национальной безопасности. По информации Bloomberg, в Белом доме рассматривается возможность введения 10-процентной пошлины на импорт алюминия из Канады, если Оттава добровольно не ограничит поставки этого металла в США. В ответ премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил в понедельник, что обложение пошлиной канадского алюминия нанесет ущерб самой американской экономике.
комментарии(0)