Министр обороны Италии Лоренцо Герини (справа) обсудил ливийский конфликт со своим коллегой из Турции. Фото Reuters
Министр обороны Италии Лоренцо Герини посетил 7 июля Анкару, чтобы обсудить судьбу Ливии. За последнее время вооруженный конфликт в североафриканской стране продемонстрировал, что страны Европы по-разному смотрят на процесс урегулирования и оценивают действия Турции, которая активно помогает международно признанному Правительству национального согласия (ПНС) в Триполи. В экспертной среде видят в этой разнице во взглядах потенциал для ссоры между европейскими столицами и Анкарой.
Герини обсудил ливийский конфликт с турецким коллегой Хулуси Акаром. Днем ранее Анкару посетил верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, который провел переговоры с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. Шеф европейской дипломатии, выступая на итоговой пресс-конференции в турецкой столице, подчеркнул, что ситуация в отношениях между Турцией и Евросоюзом в настоящее время «далека от идеала», и призвал «изменить динамику их развития, чтобы избежать любых инцидентов между Брюсселем и Анкарой, которые могут вызвать проблемы». Камнем преткновения в последнее время стала Ливия.
Накануне Анкара продемонстрировала свою решительность в военной поддержке Триполи. ПНС и Турция подписали оборонное соглашение, которое дает туркам мандат на прямое вмешательство, в том числе для защиты столичного кабмина. Документ также предусматривает создание военной базы Турции на территории бывшей Джамахирии и представление турецкому персоналу дипломатического статуса. Помимо этого турецкие советники и офицеры получили полный иммунитет от судебного преследования. Анкара также обрела право обучать и оснащать полицию триполийского правительства. Договоренности были заключены во время визита Акара и главы Генштаба Вооруженных сил (ВС) Турции Яшара Гюлера в ливийскую столицу.
Сейчас конфликт в Ливии близок к эскалации. Подразделения Ливийской национальной армии (ЛНА), которой командует Халифа Хафтар, находятся в состоянии повышенной боевой готовности на случай возможных ударов со стороны ВС Турции. В армейском командовании ЛНА проинформировали, что самопровозглашенный фельдмаршал 6 июля провел совещание с начальниками штабов и департаментов, где обсуждались задачи соединений на различных линиях фронта. «В частности, было указано на необходимость приведения войск в состояние повышенной готовности в ожидании любого возможного ответа на потери, понесенные турецкими войсками в западной части Ливии после атаки на базу Аль-Ватыя», – сообщал источник ТАСС.
Эта авиабаза, которая находится под контролем ПНС, подверглась бомбардировке боевой авиации ЛНА. По некоторым данным, в результате воздушных рейдов были уничтожены развернутые там турецкие зенитные ракетные комплексы, радиолокационные системы и комплексы радиоэлектронной борьбы. Есть версия, что в результате бомбардировок есть погибшие и раненые среди турецкого военного персонала, однако в ПНС эту информацию отвергают. В Триполи не исключили, что за налетами может стоять иностранная авиация – ВВС либо Египта, либо Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которые считаются союзниками Хафтара. В триполийском кабмине уже пообещали своевременно и жестко ответить на это воздушное нападение.
Активным сторонником Хафтара считается и Франция. В конце июня Чавушоглу выступил с заявлением, что французское руководство действует деструктивно на ливийском направлении и только «помогает» России – противнику НАТО. В прошлом месяце дело доходило до реальных стычек между Анкарой и Парижем. Так, в ночь на 18 июня турецкий корабль у побережья Ливии отказался выполнить указание о досмотре груза со стороны французского фрегата, принимавшего участие в операции НАТО Sea Guardian. Игнорируя требования, турецкое судно взяло на прицел французский военный корабль с помощью радарной системы ракетного наведения, что в Париже назвали «исключительно враждебными и агрессивными» действиями.
«ЕС не настолько глубоко поляризован в отношении Ливии, как это привыкли представлять, – заявил «НГ» научный сотрудник нидерландского института международных отношений «Клингендаль» Джалел Харшауи. – Однако Франция вместе с Грецией, Кипром и Боррелем явно и глубоко привержены поддержке Эмиратов в Ливии. В связи с этим позиция Италии, которая заключается в восстановлении разрушенного взаимодействия с ПНС, полезна для Турции. Тем не менее такие страны, как Германия, останутся (в отношении Ливии. – «НГ») амбивалентными и беспристрастными. Это фактически означает, что никакая реальная динамика внутри ЕС не может помешать Франции следовать за ОАЭ и Россией по Ливии. Франция не изменит свою точку зрения».
По мнению эксперта, Париж убежден, что он может повлиять на мнение любого другого государства – члена ЕС. «Со временем это может привести к ощутимым результатам в плане развития серой, болезненной войны между Западной Европой и Турцией», – заключает Харшауи.
комментарии(0)