Фото pixabay.com
С помощью угроз и запугивания китайские власти пытаются воздействовать на свою диаспору по всему миру, заявил директор ФБР Кристофер Рей, выступая в Институте Хадсона в Вашингтоне. Руководство КНР, сказал он, добивается, чтобы эмигранты не смогли влиять на ситуацию на своей исторической родине. Это касается и Гонконга, где после принятия закона о национальной безопасности Пекин резко усиливает репрессивную политику.
Рей рассказал об операции китайских спецслужб, заявленная цель которой – вернуть в КНР коррупционеров, бежавших от наказания. Американцы назвали ее «Охотой на лис». «Лисами» (с этим животным в Китае связаны легенды об оборотнях), а также «тиграми» и «мухами» в выступлениях китайских чиновников и в прессе именуют коррупционеров. В самой КНР кампанию по возвращению беглых госслужащих, обвиненных дома во взятках, называют «Небесная сеть». Она была объявлена в 2014 году. По официальным данным китайского МВД, только за два первых года удалось вернуть в страну около 2,5 тыс. беглых чиновников.
Однако, как утверждает Рей, по крайней мере сейчас «Охота на лис» направлена не столько на коррупционеров, сколько на всех представителей китайской диаспоры, имеющих оппозиционные взгляды. «Речь идет о политических конкурентах, диссидентах и критически настроенных людях, стремящихся разоблачить широко распространенные нарушения прав человека в Китае», - сказал он. Хотя официально правительство КНР говорит о том, что пользуется только законными путями, чтобы вернуть своих граждан, на самом деле это не так. Рей назвал способы, с помощью которых китайцев вынуждают вернуться в Китай, шокирующими.
Директор ФБР рассказал о случаях ареста оставшихся в КНР членов семей бежавших из Китая диссидентов. По его словам, китайские спецслужбы через родственников пытались заставить беглецов покончить жизнь самоубийством. Рея особенно впечатлило то, что объектами давления становятся не только те, кто прибыл в Америку по временным визам, но и обладатели вида на жительство, а также граждане США китайского происхождения. Он призвал всех китайцев, которые стали жертвами «Охоты на лис», обращаться в соответствующие отделения ФБР.
Сообщения о том, что такого рода факты имеют место, были и ранее. Самый известный случай давления на китайского диссидента с целью вынудить его вернуться домой – это дело Чэня Гуанчэна. Слепой китайский активист, выступавший против нарушений прав человека в китайской «глубинке», бежал в США в 2012 году. Сообщалось о том, что в Китае спецслужбы преследовали семью его старшего брата. В итоге племянник Чэнь Гуначэна был приговорен к трем годам заключения якобы за нападение на полицейского. Однако, как следует из данных ФБР, если раньше такого рода случаи были нечастыми, то теперь они превратились в широко распространенную практику.
В своей речи Рей выражал крайнее беспокойство в связи с резкой активизацией спецслужб КНР на территории США. Он привел статистику: из почти 5 тыс. расследований, связанных с пресечением нелегальной активности иностранных спецслужб на территории страны, почти половина связана с Китаем.
Безусловно, заявление директора ФБР связано с общим обострением китайско-американских отношений, которое не в последнюю очередь объясняется убеждениями Дональда Трампа. США в последнее время усиливают натиск на КНР. Например, не далее как 7 июля госсекретарь Майкл Помпео анонсировал новые антикитайские санкции, на этот раз, связанные с введенными Пекином ограничениями для иностранцев на посещение Тибета.
Но также можно говорить о том, что США реагируют на реальное ужесточение репрессивной политики властей КНР. В Гонконге ждут арестов участников антиправительственных выступлений. Ведь вступивший в силу закон о национальной безопасности дает Пекину почти неограниченные возможности для преследований инакомыслящих.
комментарии(0)