Участники саммита ЕС пытались поделить 1,8 триллиона евро. Фото Reuters
Лидеры 27 стран ЕС, собравшиеся в Брюсселе, приняли решение продлить чрезвычайный саммит еще на один день с целью достичь компромисса по семилетнему бюджетному плану и фонду восстановления после пандемии. За два предыдущих дня договориться о сумме почти 1,8 трлн евро – беспрецедентной в истории ЕС – они не смогли. Вместе с тем канцлер Германии Ангела Меркель не исключила, что и третий раунд переговоров может закончиться безрезультатно.
Изначально рассчитанный на два дня саммит должен был закончиться в субботу вечером. Но лидеры ЕС так и не достигли прогресса в ходе многочасовых переговоров и решили возобновить встречу в воскресенье. В центре разногласий – принятие семилетнего бюджетного плана ЕС на 2021–2027 годы объемом 1,074 трлн евро и создание фонда восстановления экономики после пандемии, в который, согласно проекту Еврокомиссии, планируется привлечь 750 млрд евро.
Предполагается, что эту сумму ЕС займет на рынке капиталов и вернет в течение 30 лет, начиная с 2028 года. А возвращать ее можно будет тремя путями: за счет сокращения прочих расходов, увеличения взносов стран-членов в совместный бюджет или из собственных ресурсов ЕС. К последним относятся, в частности, таможенные сборы, часть доходов от системы торговли выбросами в атмосферу и налог на интернет-гиганты, введение которого, правда, все еще остается нерешенным вопросом.
Наибольшие споры вызвала сумма безвозвратной помощи государствам ЕС, сильнее других пострадавшим от коронавируса. Планам Еврокомиссии выделить 500 млрд евро из пакета в 750 млрд на основе грантов и субсидий противостояла так называемая «четверка бережливых» (Австрия, Дания, Нидерланды и Швеция). Дело в том, что эти рачительные и финансово дисциплинированные страны не хотят иметь совместных долгов с Италией, Испанией, Португалией или Грецией.
И это несмотря на то, что «северные» страны отдают себе отчет, что их непримиримая позиция по предлагаемым Брюсселем антикризисным мерам может подорвать всю европейскую идею изнутри. Недаром президент Франции Эмманюэль Макрон в преддверии саммита назвал его моментом истины для Европы. Он оценил ситуацию в ЕС как «беспрецедентный кризис в здравоохранении, экономике и социальной сфере». Преодолеть этот кризис, по мнению Макрона, может только единая позиция по восстановлению экономики и достижению технологического, промышленного и экологического суверенитета ЕС.
Судя по сообщениям информагентств, по-прежнему не согласен с тем, чтобы большая часть денег выделялась пострадавшим «южным» странам безвозмездно, а не в виде кредитов, премьер Нидерландов Марк Рютте. Он настаивал на увязке предоставления помощи с проведением в этих странах реформ, чтобы средства использовались для развития, цифровизации, улучшения экологии и т.д.
О том, что наиболее острые дебаты развернулись с Рютте, рассказал премьер-министр Италии Джузеппе Конте. «Схватка тяжелая. Позиция Рютте очень жесткая, закрытая. Потому что он хочет только того, чего хочет. Поэтому его предложения о наложении вето, о единогласии и привлечении Совета на операционном этапе с юридической точки зрения, с политической, не очень осуществимы», – отметил он.
Поддерживающий Рютте канцлер Австрии Себастьян Курц выразил в Twitter свою убежденность в том, что ЕС нельзя превращать в долговой союз. Он добавил, что желает проявить солидарность, но не должен пренебрегать интересами австрийских налогоплательщиков. Как передает Reuters, дело дошло до того, что сумму беспроцентных субсидий Нидерланды предложили снизить с 500 до 400 млрд евро, а Швеция – вообще до 155 млрд.
В свою очередь, глава Евросовета Шарль Мишель предложил в субботу компромиссный вариант, сократив пакет безвозмездной помощи до 450 млрд евро. А чтобы преодолеть сопротивление стран-доноров, он высказался о возможности предоставить единовременные скидки на взносы в бюджет ЕС таким государствам, как Германия и «бережливая четверка». Однако даже такой вариант не вызвал всеобщего одобрения.
Неудивительно, что Меркель не исключила отсутствия соглашения и в воскресенье. «Может случиться так, что сегодня не будет результата», – предупредила она.
На момент сдачи номера газеты в печать соответствующая информация из Брюсселя не поступила.
комментарии(0)