В здании MI5 продумывают новые способы противостояния проискам России. Фото Reuters
Великобритания планирует расширить полномочия контрразведки MI5 для борьбы с активностью российских спецслужб. Правительство собирается предложить закон, предписывающий лицам и организациям, действующим в интересах другого государства, регистрироваться в качестве иноагента.
Так премьер-министр Борис Джонсон отреагировал на доклад парламентского комитета по разведке о вмешательстве РФ в британскую внешнюю политику. О намерении правительства пересмотреть законодательство, касающееся борьбы с иностранным нелегальным влиянием, первой сообщила Times. Ее информацию подтвердил министр транспорта Грант Шэпс. «Мы ищем дополнительные способы отслеживания деятельности враждебных государств, и это может включать принятие новых законов», – сказал он в интервью Sky news.
Министр, являющийся членом Консервативной партии, то есть однопартийцем Джонсона, не дал точных разъяснений, что именно планируется изменить. В частности, не ясно, как будут расширены полномочия британской контрразведки. Шэпс лишь сказал, что речь идет «о чем-то вроде законов о регистрации иностранных агентов, которые существуют в США и Австралии». Ранее консерваторы отказывались даже обсуждать принятие подобной законодательной инициативы.
Американский закон об иностранных агентах (Foreign Agents Registration Act, FARA) был принят в 1938 году и преследовал конкретную цель: ограничить лоббистскую деятельность связанных с нацистской Германией организаций. В первую очередь он был направлен против Германо-американского союза. Эта группа, состоящая в основном из американцев немецкого происхождения, хоть и была не особо многочисленной, вела очень агрессивную пропагандистскую кампанию. Она активно пыталась склонить американское общественное мнение в пользу нейтралитета в надвигающейся мировой войне или даже союза с Германией.
Американским законом вводится ответственность от штрафа до пятилетнего заключения за нерегистрацию в Минюсте в качестве иностранного агента организации или лиц, проводящих лоббистскую деятельность в интересах другого государства. Регистрация предполагает предоставление подробного описания характера контактов с иностранным государством. В 2018 году схожий закон был принят в Австралии. Он был явно направлен против Китая, чья активность на территории страны вызывала определенное беспокойство в австралийском обществе.
В целом оба закона, и американский и австралийский, менее жесткие, чем их российский аналог. Например, в РФ для статуса иностранного агента (слово agent в английском языке, кстати, звучит более нейтрально, чем «агент» в русском), достаточно получить иностранный грант. В США и Австралии этого мало. Нужно доказать, что организация или конкретное лицо напрямую получает указания из-за рубежа.
После Второй мировой войны приговоры за нарушение закона об иностранных агентах в США были нечастыми. Пример последних лет – россиянка Мария Бутина, осужденная в 2019 году. Британский закон об иностранных агентах, если его примут, скорее всего затронет структуру, с которой она сейчас сотрудничает, – телеканал RT.
Именно он, а также агентство Sputnik упомянуты в докладе парламентского комитета по разведке в качестве примера «инструментов влияния» России в Великобритании. Непонятно, будет ли британский закон по примеру американского касаться деятельности структур, действующих в интересах российского бизнеса.
В среду британский парламент ушел на летние каникулы. Поэтому ответы на многие вопросы, касающиеся новой законодательной инициативы правительства, отложены до осени. Это очень не нравится оппозиции. Лидер Лейбористской партии Кейр Стармер пообещал добиться от Джонсона детальных объяснений.
Пока лейбористы оценили доклад комитета по разведке негативно. Стармер заявил, что подлинная цель этого документа – подорвать доверие к референдуму по брекзиту 2016 года. Правда, в подобном намерении едва ли можно заподозрить Джонсона, хотя бы потому, что глава комитета по разведке Джулиан Льюис ранее был исключен из партии консерваторов.
Впрочем, если правительство предложит законопроект об иностранных агентах, оно может принять его без поддержки оппозиции. Как напоминала в беседе с «НГ» руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева, после прошлогодних парламентских выборов у консерваторов есть большинство, и они могут принять любой закон. Другое дело, захотят ли. «Сам доклад был составлен полтора года назад. Джонсон откладывал его публикацию, и в итоге он был обнародован накануне летних парламентских каникул, явно чтобы снизить резонанс. Да и сам доклад, как признает британская пресса, вышел довольно бледным. От него ожидали большего», – сказала эксперт.
Таким образом, не исключено, что ответ правительства Великобритании на доклад будет значительно менее радикальным, чем сейчас представляется на основании заявления Шэпса.
комментарии(0)