Консульство США в Чэнду было закрыто на минувшей неделе. Фото Reuters
В столице КНР расклеивают на стенах плакаты, оповещающие, куда прятаться при воздушном нападении. Это, возможно, признак того, что в Пекине всерьез воспринимают угрозу госсекретаря США Майкла Помпео избавить Поднебесную от гнета Компартии. Эксперты не исключают, что китайское руководство готовит страну к войне. Но расчеты Америки на то, что ей удастся добиться в КНР смены политического строя, как в СССР, иллюзорны. Легитимность власти в Китае обеспечивается благодаря стремительному подъему уровня жизни.
За последние дни отношения между Китаем и США подверглись новой встряске. После того как администрация президента Дональда Трампа распорядилась закрыть консульство КНР в Хьюстоне, Китай ликвидировал американское консульство в городе Чэнду.
На этом фоне выступление Помпео в Библиотеке президента США Ричарда Никсона прозвучало как сигнал к началу крестового похода против китайского коммунизма. Госсекретарь призвал придать кампании всемирный характер, подключив к ней ООН, НАТО, группы G7, G20. Россия как наследница Советского Союза, государства – основателя ООН, также участвует в G20. Так что глава американской дипломатической службы предполагает привлечь к общему делу и Москву. Ведь, как следует из его речи, Вашингтону удалось ранее, в конце 1980-х годов, добиться изменения в поведении СССР.
Обращаясь к глобальной аудитории, Помпео не скупился на обвинения в адрес Пекина. Он даже сравнил коммунистическую систему с чудовищем Франкенштейном, плодом творчества английской писательницы Мэри Шелли. По словам госсекретаря, «Китай присвоил ценнейшую интеллектуальную собственность, торговые секреты, что привело к потере миллионов рабочих мест в Америке; делал игрушки за счет рабского труда». Из-за Китая ключевые морские пути в мире стали менее безопасны для коммерческого судоходства.
МИД Китая парировал: «Помпео искажает факты, смешивает правду и ложь. Речь являет собой пример менталитета холодной войны». А газета Global Times, издаваемая Компартией, назвала госсекретаря и трех других деятелей США – помощника президента по национальной безопасности Роберта О’Брайена, генпрокурора Уильяма Барра и министра обороны Марка Эспера – «бандой четырех», напомнив китайским читателям о четырех экстремистах, включая жену Мао Цзэдуна, которые попытались после его смерти захватить власть в КНР.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Помпео словно достал из сундучка с нафталином что-то такое, что он выучил в 70–80-х годах. Тогда США добивались перемен в поведении СССР, разрушая связи его с союзниками. Как раз Никсон и Генри Киссинджер сделали в 1972 году мощный ход, перетянув Китай на свою сторону в противостоянии Советскому Союзу. Затем американцы очень методично вносили противоречия между СССР и его союзниками в Восточной Европе. Но такие методы не подходят к Китаю. Во-первых, у него нет такого количества союзников. Расчет на то, что национальные окраины восстанут и вызовут раскол страны, тоже несостоятельны. Китайские национальные окраины не имеют права на выход из Китая, то есть того права, которое было предусмотрено в советской Конституции. Тем более что в Китае национальные меньшинства составляют примерно 6% населения».
Старая методичка, которую достал Помпео, может очень понравиться избирателям среднего и старшего поколения, не забывшим о триумфальном успехе Америки в первой холодной войне. Но к сегодняшним реальностям она не имеет отношения. Советский Союз имел свою идеологию, которую проецировал на весь мир. А обвинять Китай в том, что если его не изменить, то он заставит измениться Америку, – это просто хлесткая пропагандистская фраза, считает эксперт.
«В отличие от Советского Союза, которого интересовало мировое коммунистическое и рабочее движение, в Китае об этом никто вообще не заикается. Он не озабочен борьбой трудящихся за свои права и не оказывает им никакой поддержки, – подчеркнул Ломанов. – Что касается расклейки плакатов о бомбоубежищах в Пекине, то, возможно, это демонстрация того, что Китай готов к эскалации напряженности, к тому, что политика США будет становиться все более непредсказуемой. Не исключено, что в Пекине опасаются, как бы Трамп не затеял локальный конфликт ради повышения своего предвыборного рейтинга. Отход от реалистичной оценки положения в пользу пропагандистской накачки очень заметен в Америке. Плакаты о гражданской обороне – это как бы китайское мягкое предупреждение Вашингтону».
Рассуждая о необходимости создать новый альянс против коммунистического Китая, Помпео говорил и о желательности привлечь в него Россию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков по этому поводу сказал: «Москва никогда не принимает участие в альянсах против кого-то. Мы не дружим против кого-то, и все, будь то интеграционные объединения или объединения политические, направлены на развитие добрососедских и взаимовыгодных отношений. В каких-то альянсах против кого-то Россия не принимает участия».
комментарии(0)