Хуан Гуайдо рискует потерять последний оплот оппозиции – Национальную ассамблею. Фото с сайта www.presidenciave.com
27 оппозиционных партий Венесуэлы высказались против участия в парламентских выборах, которые пройдут в декабре. Об этом они сообщили в совместном заявлении. Противники президента Николаса Мадуро не сомневаются в том, что итоги голосования будут сфальсифицированы, поэтому подыгрывать «стратегиям диктаторского режима» они не собираются.
«Исчерпав все силы как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы добиться конкурентных выборов, на которых было бы обеспечено уважение суверенной воли народа, мы, демократические политические организации Венесуэлы, сообщаем народу страны и международному сообществу, что мы единогласно решили не участвовать в электоральном мошенничестве, организованном режимом Мадуро», – заявили подписанты.
С одной стороны, сторонники лидера оппозиции Хуана Гуайдо, признанного главой государства странами Запада, рискуют потерять контроль над Национальной ассамблеей – последним государственным органом, все еще являющимся оплотом противников Мадуро. С другой – у них имеются серьезные основания полагать, что честными выборы будут вряд ли. Верховный суд страны лоялен к Мадуро, и законодательный орган назначил членами избирательной комиссии трех политиков, считающихся союзниками преемника Уго Чавеса и уже попавшими под санкции США и Канады, пишет AP.
Среди отказавшихся участвовать в выборах – партия «Народная воля», возглавляемая Гуайдо, и три другие крупнейшие оппозиционные партии.
По решению Национального избирательного совета Венесуэлы парламентские выборы в стране пройдут 6 декабря. Регистрация кандидатов возможна с 10 по 19 августа, а предвыборная кампания будет проводиться с 21 ноября по 5 декабря, передает ТАСС.
«Решение оппозиции неожиданным не является, в этом смысле стратегия у нее не поменялась. Правда, стоит отметить, что эти четыре партии не представляют всю палитру противников Мадуро», – рассуждает директор Центра иберо-американских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
Переговоры между оппозицией и Мадуро велись вокруг того, в какой последовательности проводить выборы, сказал эксперт в разговоре с «НГ». «Противники режима настаивали на том, что первыми должны состояться президентские выборы. Также возникал вопрос касательно того, кто выборы должен инициировать, поскольку формально у Боливарианской Республики два лидера», – говорит Хейфец.
Оппозиция боится потерять 66% представительства в Национальной ассамблее, полученные почти пять лет назад, поскольку за счет применения административного ресурса власти этот процент после декабрьских выборов может значительно снизиться.
Говоря о возможности военного решения вопроса о власти, эксперт не исключил такую вероятность, хотя она и невелика. «Проблема в том, что силовые структуры пока лояльны Мадуро, хотя время от времени и приходят сообщения о переговорах оппозиции и Вашингтона с представителями военных. Для Трампа решение венесуэльского вопроса стало бы козырем на выборах, но здесь трудность помимо рентабельности использования военного потенциала еще и в том, что все планы военного вмешательства включают в себя Колумбию, а у нее нет никакого желания становиться театром военных действий», – сказал Хейфец.
Вместе с тем президент США Дональд Трамп не имеет права опозориться, как это уже было в 2019 году, когда попытка свержения Мадуро потерпела фиаско. При этом ресурсов у оппозиции сейчас намного меньше, чем год назад. По данным опроса Datanalis, рейтинг одобрения Гуайдо с февраля 2019 года опустился с 60 до 26%. Правда, у Мадуро рейтинг и того меньше – 13%. Но ему это не так уж и нужно: власть сохраняется, а венесуэльцы устали и сделались аполитичными.
Население, протестовавшее всю первую половину прошлого года, теперь занялось вопросами выживания в стране, находящейся под санкциями США. Кроме того, более 5 млн наиболее активных венесуэльцев эмигрировали.
В Вашингтоне эксперты все чаще признают, что власть Мадуро окрепла, его фигуру не получается игнорировать, а за время пандемии позиции режима, получившего формальное право на чрезвычайные полномочия, только стали прочнее, уверяет AP.
Не добавляет шансов на реальное вмешательство и политика Трампа, предполагающая снижение военного присутствия американцев по всему миру. К тому же не следует забывать, что в Белом доме уже не работает Джон Болтон, сторонник радикальных решений в вопросах внешней политики.
комментарии(0)