Фото Naseer Chaudary/Anadolu Agency via Getty Images
Исламабад напечатал карту, в которой Кашмир, за исключением части, на которую претендует КНР, объявлен пакистанским. Поскольку Индия и Пакистан уже сражались из-за Кашмира, в публикации не было бы ничего нового. Но она совпала с решением Исламабада модернизировать железную дорогу с помощью Пекина и с сооружением участка шоссе, связывающего столицу Пакистана с КНР. Обе трассы проходят через территории, на картах Индии обозначенные как индийские. Это вызывает опасения у военачальников в Индии: они вынуждены готовиться к боям на двух фронтах.
Пакистанская карта появилась на свет почти через год после того, как Дели провел изменения в Конституции, которые ликвидировали полуавтономный штат Индии Джамму и Кашмир, разделив его на административные единицы, подчиненные центру.
Поскольку Исламабад и раньше не признавал штат Джамму и Кашмир индийским, издание карты можно было счесть ответным дипломатическим уколом. Но карта связывает Пакистан с участком в Гималаях, который Китай взял под контроль после войны с Индией еще в 1962 году.
Так как между подразделениями Китая и Индии нынешним летом в районе Ладакх в Гималаях вспыхнули столкновения, индийская пресса заговорила о том, что Индии, возможно, придется воевать с Пакистаном и Китаем одновременно. «Индийские генералы будут в своих планах все больше учитывать вариант войны на два фронта», – говорит Харш Пант, профессор Королевского колледжа в Лондоне.
Тревожные настроения в Дели вряд ли могли рассеять и сообщения, распространенные журналом U.S. News & World Report и другими американскими изданиями о том, что Пакистан и Китай инициировали «беспрецедентное соглашение» об обмене разведывательной информацией. Новое соглашение дает возможность офицерам пакистанского Министерства обороны, имеющим высшую ступень доступа к секретности, использовать китайскую разведывательную инфраструктуру под эгидой департамента объединенного штаба Центрального военного совета КНР.
В ответ на такое доверие Исламабад обещал Пекину, что движение «Талибан» (запрещено в России) не будет давать пристанище мятежным уйгурам. Чтобы покончить с исламским терроризмом, Китай поместил массу подозреваемых уйгур в «лагеря перевоспитания». Договоренность двух разведок заключена практически одновременно с расширением взаимодействия Китая и Пакистана в строительстве транспортного и торгового коридора через Пакистан к Индийскому океану на основе инициативы «Один пояс – один путь».
Как передало агентство Reuters, высшая экономическая инстанция Пакистана одобрила самый дорогостоящий проект на этом коридоре, предусматривающий модернизацию железной дороги на сумму 6,8 млрд долл. Всего на коридор Китай обещал выделить 60 млрд долл. Согласно проекту, ныне действующий стальной путь длиной 2655 км будет обновлен. Поезда по нему смогут ходить со скоростью 165 км в час.
Помимо железной дороги Китай прокладывает через территорию Кашмира и, собственно, Пакистана шоссе. Эта магистраль уже действует, она протянулась от города Кашгар (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) до Исламабада. На этой неделе КНР объявила, что завершена прокладка участка длиной 118 км на стратегическом шоссе. Как подчеркивает газета South China Morning Post, так называемая «трасса дружбы» пройдет через район Кашмира, на который претендуют и Дели, и Исламабад.
В беседе с «НГ» Винай Шукла, редактор-консультант журнала India Strategic, отметил: «Пакистанская межведомственная разведка ISI и китайская разведка взаимодействуют давно. Может быть, теперь расширили взаимодействие, распространив его на Афганистан. Для Китая важно, чтобы оттуда не проникали террористы из числа уйгур. Что касается подготовки Индии к войне на два фронта, то наши военные выдвинули эту задачу еще в 1970-х годах. Близ границы с Китаем индийское командование разместило 14 горных дивизий. Но и Дели, и Пекин не хотят нагнетать напряжение».
комментарии(0)