Задержание Джимми Лая транслировали на сайте принадлежащей ему газеты «Яблоко». Фото Reuters
Полиция в Гонконге арестовала Джимми Лая, медиамагната и критика Коммунистической партии Китая. Задержаны и двое его сыновей, всего семь человек. Лая обвиняют на основе нового закона о национальной безопасности в сговоре с иностранным государством или внешними силами. Его компания издает «Пинго жибао» – газету «Яблоко», которая бескомпромиссно выступает в защиту демократических порядков, сохранившихся после передачи города КНР. По мнению эксперта, Пекин этой акцией хочет отсечь от движения протеста его радикальную часть.
Джимми Лай – это пока самая известная фигура в стане оппозиции, которую подвергли задержанию в соответствии с законодательством, одобренным Всекитайским собранием народных представителей (парламентом) нынешним летом. Фирма Лая Next Digital издает «Пинго жибао» – таблоид, который часто обрушивается с критикой как на правительство Гонконга, так и на китайское руководство.
Однако сколь устрашающим жестом ни выглядит арест, наблюдатели отмечают, что он прошел в условиях гласности. Газета передавала в интернет видеорепортаж, на котором было показано, как полицейские просматривали бумаги, которые лежали на столах у журналистов, и выводили Лая и генерального директора компании в наручниках из офиса.
«Пинго жибао» передала, что Лая обвиняют в сговоре с иностранными элементами. А сыновей разрабатывают по подозрению в нарушении бизнес-кодекса компании. Допросам подверглись и несколько старших служащих Next Digital. New York Times подчеркивает, что эти репрессивные акции стали логичным продолжением принятия закона о нацбезопасности. Ведь еще до арестов жители Гонконга стали лихорадочно стирать со своих гаджетов послания, в которых они ранее выражали поддержку делу демократии на территории. А магазины и другие предприятия стали убирать лозунги демократического движения со стен.
В июле власти Гонконга запретили 12 сторонникам демократической оппозиции, таким как Джошуа Вон, баллотироваться на предстоявших в сентябре выборах в ассамблею города. А потом под предлогом коронавирусной инфекции выборы вообще были отложены на год. В оппозиции говорят, что это было сделано ради того, чтобы предотвратить поражение пропекинских кандидатов.
События в Гонконге вызвали громкий международный резонанс. Австралия, Британия, Канада и Новая Зеландия объявили, что откладывают выполнение договора с городом об экстрадиции лиц, подозреваемых в правонарушениях. Эти четыре государства сослались на опасности для граждан, которые породил закон о нацбезопасности. Затем администрация президента США Дональда Трампа объявила санкции против Кэрри Лам, главы администрации Гонконга, и 10 других высших чиновников города. Основание – они причастны к подавлению несогласных. Китай на эти шаги дал адекватный ответ.
Согласно закону о нацбезопасности, за сговор с иностранными державами максимальное наказание равняется пожизненному заключению. Но что в действительности будет вменено 72-летнему бизнесмену? CNN подчеркивает, что у Лая сложились прочные связи с Вашингтоном. Он лоббировал США, призывал их занять более жесткую позицию по отношению к Китаю. Закон объявляет преступлением также подрывную деятельность, терроризм. Но что конкретно вменяется магнату, пока неясно. Ведь закон, принятый в июле, обратной силы не имеет.
Впрочем, Лаю не привыкать к преследованиям со стороны властей. Его арестовали в начале года по обвинению в том, что он принял участие в марше протеста в августе 2019 года. А в июне этого года медиамагнату предъявили обвинение в том, что он подстрекал людей выходить на улицы и зажигать свечи в память жертв расстрела молодежных выступлений на площади Тяньаньмэнь в 1989 году в Пекине. Раньше в Гонконге такие церемонии проводились. Но в этом году она была запрещена.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Радикальной прессы в рамках закона о безопасности, видимо, больше не будет. Тем не менее многоголосица и плюрализм мнений в Гонконге будут все равно намного заметней, чем в материковом Китае».
По словам эксперта, претензии к этому владельцу газеты выдвигались давно. Детали нынешних обвинений пока неизвестны. Судя по всему, они базируются не на том, что он выступал за свободу СМИ или печатал критические статьи, а на том, что вместе с иностранцами работал над дестабилизацией Гонконга.
«Думаю, полного демонтажа системы функционирования СМИ в Гонконге не произойдет. Правда, фон для сохранения определенных свобод там неблагоприятный. Запад загоняет ситуацию в спираль двусторонних действий, когда каждая сторона демонстрирует свою жесткость и бескомпромиссность. В результате, учитывая обострение отношений между США и Китаем, можно ожидать, что Запад будет вводить новые санкции, а в Гонконге будет происходить очередной зажим. Тем не менее Пекин не заинтересован в том, чтобы Гонконг стал таким же единообразным однопартийным обществом, как на материке. Обязательно сохранятся и состязательные выборы, и оппозиция. Сейчас происходит удаление самой радикальной ее части, то есть тех, кто поддерживает идею независимости Гонконга», – заключил Ломанов.
комментарии(0)