0
17786
Газета В мире Интернет-версия

18.10.2020 21:12:00

Ливийская миссия Кремля стала популярнее сирийской

В арабском мире растет одобрение действий России на севере Африки


Фото REUTERS

Действия РФ в Ливии стали лучше восприниматься в арабском мире, чем ее политика по отношению к Сирии, Палестине и Йемену. Это следует из ежегодного доклада об индексе арабского общественного мнения, который публикует находящийся в Катаре Арабский центр исследований и изучения политики (ACRPS). По сравнению с показателями 2017–2018 годов доля позитивных оценок ливийской стратегии Кремля увеличилась на пять процентных пунктов. Это связывают с тем, что Москва отказалась от прямого военного вмешательства и вовремя изменила точку опоры в Ливии.

Политика РФ в проблемных ближневосточных странах сохраняет негативное восприятие в арабском общественном мнении, фиксируют исследователи.

Как следует из доклада ACRPS за 2019–2020 годы, около 60% респондентов оценивают «негативно» и «крайне негативно» политику РФ по отношению к Сирии, Йемену и Палестине. Иная ситуация – в контексте ливийского кризиса. Только 47% опрошенных готовы дать отрицательную или очень отрицательную оценку российской миссии в этой североафриканской стране. Более того, «очень позитивно» ее воспринимают 8% участников опроса («позитивно» – 15%).

Если сравнить с данными ACRPS за 2017–2018 годы, доля «очень положительных» оценок ливийской стратегии РФ увеличилась на пять процентных пунктов.

В остальном исследователи фиксируют тенденцию на снижение симпатий к российским действиям в ближневосточных странах, которые переживают острый кризис. Доля «очень позитивных» оценок политики Кремля по отношению к Палестине, Сирии и Йемену уменьшилась за год на один процентный пункт и составила 3%, 6% и 3% соответственно. Доля просто «позитивных» оценок снизилась еще больше и задержалась на одинаковой для этих стран отметке в 15%.

Данные, которые касаются сирийской кампании, особенно интересны с учетом того, что некоторые исследователи рассматривали ее начало как попытку российского руководства нарастить внешнеполитический капитал на Ближнем Востоке и закрепить за Россией репутацию важного миротворца и дипломатического посредника.

Впрочем, другой глобальный игрок, который исторически претендует на особую роль в регионе – США, также теряет свои позиции в арабском общественном мнении. «То, как участники опроса оценивают политику некоторых иностранных держав, демонстрирует достаточный уровень недоверия: большинство воспринимает политику Соединенных Штатов, России и Ирана в регионе негативно, в действительности даже более негативно, чем это фиксируют предыдущие исследования (индекса арабского общественного мнения. – «НГ»), – отмечают авторы опроса ACRPS за 2019–2020 годы. – Оценка американской политики в этом году еще сильнее ухудшилась, что, вероятно, отражает реакцию респондентов на действия администрации Трампа».

В разговоре с «НГ» независимый сирийский политолог Махмуд аль-Хамза связал рост симпатий к «ливийской» стратегии РФ с ее отказом от прямого участия в боевых действиях. По словам эксперта, Москва могла оказывать поддержку командующему Ливийской национальной армией Халифе Хафтару только в начале его наступления на Триполи в апреле 2019 года. «С другой стороны, Россия пригласила ливийцев в Москву на переговоры в январе, – заметил аналитик. – РФ также играла активную роль в Берлинской конференции. Но, как кажется, самое главное то, что российская сторона сейчас отошла от Хафтара из-за высоких рисков и сделала ставку на Агилу Салеха, спикера восточного парламента. Он играет ведущую роль в политическом процессе».

По словам аль-Хамзы, в этом отличие России от Объединенных Арабских Эмиратов, которые до сих пор активно поддерживают Хафтара. «Есть еще один момент: то, что Россия старается найти общий язык с Турцией, – отмечает эксперт. – Было объявлено перемирие, и удалось остановить боевые действия. Поэтому роль России здесь выглядит иначе».

Сирийский политолог признает, что на протяжении долгого времени Москву обвиняли в отправке в Ливию сотрудников частной военной компании (ЧВК) Вагнера, которая, по распространенному мнению, поддерживает Хафтара на поле боя. «К этому относятся отрицательно – из-за помощи Хафтару, – отмечает аль-Хамза. – Однако роль ЧВК Вагнера сейчас малозаметна, потому что в Ливии остановились боевые действия».

Эксперты ACRPS утверждают: погрешность опроса составляет от 2 до 3%. Он проводится среди жителей 13 арабских государств: Мавритания, Марокко, Тунис, Египет, Судан, Алжир, Палестина, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Катар. Это крупнейшее исследование арабского общественного мнения с точки зрения выборки, количества охваченных стран, числа проверенных переменных и объема собранных сведений. Его цель – получение «важных данных о тенденциях в арабском общественном мнении по ряду экономических, социальных и политических вопросов, имеющих непосредственное отношение к арабскому населению, включая демократию, гражданство, равенство, гражданское и политическое участие». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2836
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2262
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3796
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1138