В Сорбонне Самюэля Пати с почестями проводили в последний путь. Фото Reuters
В Сорбонне при участии президента Франции Эмманюэля Макрона прошла церемония прощания с убитым учителем Самюэлем Пати. Посмертно он был представлен к высшей государственной награде – ордену Почетного легиона, также он стал командором ордена Академических пальм. Тем временем перед судом готовятся предстать семь человек, обвиняемых в соучастии в преступлении.
Накануне прошел поминальный марш в пригороде Парижа Конфлан-Сент-Онорин, где преподавал и был убит Пати. Ему было 47 лет, он в течение пяти лет был учителем истории, географии и гражданского общества. Причиной жестокого убийства с обезглавливанием стало то, что на уроке свободы слова Пати показал карикатуры Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда 2008 года. После этого отец одной из учениц начал агрессивную кампанию ненависти в соцсетях против педагога, с 6 октября в адрес Пати стали поступать угрозы. Министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен заявлял о том, что отец школьницы и радикальный исламист Абдельхаким Сефриуи выпустили фетву (решение по кому-либо вопросу, вынесенное богословом на основе принципов ислама. – «НГ») против Пати.
На совершение преступления решился 18-летний уроженец Москвы Абдулах Анзоров, этнический чеченец, который жил во Франции на протяжении 12 лет в статусе беженца в городе Эврё, почти в 100 км от места преступлении. Анзоров никак не был связан с убитым, однако переписывался с отцом ученицы Пати в течение нескольких дней до теракта. Террорист был убит полицейскими при задержании, он пытался отстреливаться газовым пистолетом и угрожал тесаком.
Глава антитеррористической прокуратуры Жан-Франсуа Рикар утверждал, что сводная сестра нападавшего присоединилась к «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ) в Сирии в 2014 году. Figaro пишет, что Франция первоначально не хотела предоставлять в 2008 году убежища семье Анзоровых, однако Национальный суд по вопросам убежища изменил решение, чем теперь вызвал шквал недовольства со стороны французов.
Одним из примеров гнева граждан Пятой республики стало нападение с ножами на двух арабских женщин, произошедшее возле Эйфелевой башни в воскресенье вечером. У одной из жертв пробито легкое, у другой повреждены руки. В среду по этому делу были задержаны две подозреваемые француженки.
В рамках же расследования убийства Пати, проводимого антитеррористической прокуратурой Франции, было задержано 16 человек, но девять из них были отпущены. Перед судом предстанут семеро, в том числе отец ученицы Пати, о чем стало известно в среду. Также обвинения будут предъявлены Сефриуи, двоим несовершеннолетним, которые, как предполагается, предоставили информацию о педагоге за деньги, и троим знакомым Анзорова, которые сопровождали его при покупке оружия.
Макрон пообещал сделать все возможное для борьбы с религиозным экстремизмом. Во вторник он говорил с Владимиром Путиным, которого призвал активнее бороться с терроризмом. А глава МВД Дарманен заявил в эфире BFM, что в конце этой недели он планирует встретиться с российским коллегой Владимиром Колокольцевым.
Напомним, Дарманен ранее пообещал депортировать из страны 231 иностранца, подозреваемого в экстремизме.
«Разумно со стороны Франции было бы наладить межправительственное сотрудничество, которое позволило бы не просто депортировать в страну первоначального пребывания лиц, уличенных в экстремизме, но сделать так, чтобы они уже там несли уголовную ответственность без права на обжалование», – считает заместитель руководителя Департамента прикладной политологии и международных отношений НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Вера Агеева.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметила, что во французском обществе сейчас произошел консенсус относительно того, что против радикального ислама борьба должна быть решительной. «Последний инцидент заставил пересмотреть свою позицию даже интеллигенцию, включая профессуру и учителей, которые традиционно к иммигрантам относились максимально терпимо. За последнее время стало очевидно, что оправдывать все что угодно все-таки нельзя»,– говорит Агеева.
Сейчас разрабатывается закон о борьбе с сепаратизмом, он позволит идентифицировать и высылать из страны радикальных имамов. Также будет усилен надзор над такими организациями, как Коллектив против исламофобии во Франции. Он призван давать более объективную оценку тем или иным событиям, вместе с тем именно в нем и схожих организациях в последнее время развивались радикальные элементы.
Тенденции таковы, что мусульмане во Франции становятся более религиозными, причем это касается конкретно молодых людей. «Мусульманская молодежь Франции чаще соблюдает Рамадан, предпочитает не употреблять алкоголь, а 74% опрошенных в возрасте 18–24 лет убеждены, что девушка должна сохранять девственность до брака», – приводит эксперт данные социолога IFOP Жерома Фурке.
«Эта трагедия показала, что слово и призывы значат очень многое, поэтому следить за заявлениями будут усиленно. Но подчеркну, что речь идет все-таки о борьбе с радикальным исламом, а не с исламом в целом», – поясняет Агеева.
комментарии(1)
0
Игорь 08:09 22.10.2020
Во Франции случилась кровавая промывка мозгов в вопросе бесконтрольного приема людей чуждой культуры на своей территории. Вопрос к российским властям - ребята, вы там наверху что себе думаете, накачивая крупные русские и российские города сотнями тысяч и миллионами выходцев из Средней Азии. Чего вы хотите - повторения французкого опыта в нашей стране? Русская речь на окраинах Москвы замещается непонятным чуждым говором. Агрессивность молодых носителей этого говора заметно возросла.