Часть беженцев добираются до Судана на переполненных лодках. Фото Reuters
Отряды Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ), находящиеся фактически в состоянии войны с официальной Аддис-Абебой, нанесли ракетный удар по аэропорту столицы Эритреи Асмэры. По информации Би-би-си, Эритрея, поддерживающая дружественные отношения с Эфиопией с 2018 года, уже участвовала в приграничных боях с мятежным регионом соседа Тыграй, хотя и не заявляла об этом. Участие Асмэры в конфликте способно быстро истощить силы и так малочисленного эфиопского штата. Поддержки тыграйцам ждать неоткуда, из региона десятки тысяч беженцев направляются в Судан.
«Наши войска ударили по аэропорту Асмэры», – признался лидер повстанцев Дебрецион Геберемайкл. Вместе с тем он добавил, что НФОТ уже несколько дней воюет не только с эфиопскими частями, но и с соседней Эритреей, и пригрозил столице маленькой страны, сопоставимой по населению со штатом Тыграй, новыми ракетными атаками. О каких-либо жертвах удара пока не сообщается.
Геберемайкл уверяет, что солдаты Тыграя вынуждены вести боевые действия сразу с 16 эритрейскими дивизиями и параллельно с войсками из Аддис-Абебы. Воинственность лидера штата Тыграй и его утверждения о готовности противостоять всеми возможными средствами, пожалуй, не способны расположить к себе мятежников СМИ.
У тыграйцев, или народности тигре, составляющих подавляющее большинство в штате, имеются крупные запасы тяжелого вооружения, оставшиеся со времен эфиопо-эритрейского конфликта. Его дальнейшим потенциальным применением и шантажирует противников лидер повстанцев. Не стал он исключать удара и по Аддис-Абебе, напомнив, что в арсенале его войск имеются ракеты, способные долететь до столицы Эфиопии. До этого НФОТ запустили ракеты в штат Амхара.
Помимо оставшегося вооружения наследием эфиопо-эритрейского конфликта является взаимная неприязнь части эритрейцев и тигре, которым отошла часть территорий соседнего государства, и в последнем же проживает родственная тигре народность, за воссоединение с ней многие как раз выступают.
Не стоит думать, что в остальных частях Эфиопии отношения с центром спокойные. У народностей оромо и амхара развиваются националистические тенденции. Так, летом по стране прошли масштабные протесты после убийства певца-активиста оромо Хачалу Хундессы. Но до полномасштабной войны тогда дела не доходило. Проблема в том, что тигре до недавнего времени были политической элитой Эфиопии, теперь их вытеснили новые лица, в частности премьер-министр Абий Ахмет. По сути, войну ведут изжившая себя власть – НФОТ – и пришедшие вместе с новым главой государства молодые технократы. Они тоже не лишены противоречий: сумев привлечь западные инвестиции, сторонники Абия пока не избавили население от нищеты, а их проповеди о пользе капитализма не согласуются с африканской суровой реальностью.
В итоге парадоксальным образом у Аддис-Абебы куда более гармоничные отношения сложились с соседними Эритреей и Суданом, нежели со своими регионами. С Асмэрой этого удалось добиться заключением долгожданного мира после 20-летней войны, против окончания которой, кстати, выступали тигре.
А с Суданом, который поддержал эфиопов еще во времена их войны с Эритреей, отношения улучшились в XXI веке. При этом Хартум даже не имеет претензий к Аддис-Абебе в нашумевшем споре Эфиопии и Египта по поводу дамбы ГЭС «Хидасэ», поскольку Судан не так сильно зависит от водных ресурсов Нила. К тому же Эфиопия пообещала соседу выделять часть электроэнергии за нейтральную позицию в споре с Каиром.
Однако Судан тоже не остался в стороне от конфликта тигре и Аддис-Абебы. Власти Хартума уже приготовились к приему более 100 тыс. беженцев из Тыграя, отмечает AP. По данным ООН, в Судан из зон боевых действий или районов, располагающихся рядом с ними, уже бежало более 25 тыс. человек. Некоторые из них утверждают, что на мирных беженцев нападали эритрейские войска.
В российских СМИ Судан за последние дни упоминался скорее из-за новостей о том, что в этой стране в Порт-Судане будет располагаться база российского ВМФ с численностью до 300 человек. Но в этом конфликте этот факт вряд ли сыграет какую-либо роль. Во-первых, базу только еще предстоит построить. Во-вторых, у Судана нет острых противоречий с участниками конфликта. В-третьих, Эфиопия является орбитой влияния Запада, и значимых выходов туда у России пока не имеется.
Тем не менее наиболее активные боевые действия ведутся именно рядом с границей Судана. Над западной частью Тыграя, располагающейся там, федеральные войска захватили контроль, если верить Абию Ахмету. Данные о реальных успехах Аддис-Абебы разнятся, но очевидно, что центральные власти при имеющихся людских ресурсах вряд ли выйдут из конфликта проигравшими.
Это, в свою очередь, может приводить к отчаянным выходкам. Так, по данным Amnesty International, в Тыграе в городе Май-Кадра 9 ноября произошло массовое убийство амхарских мирных жителей частями НФОТ. Жертвами преступления могли стать примерно 500 человек.
комментарии(0)