Администрация Трампа может признать йеменских хуситов террористами. Фото Reuters
Администрация президента США Дональда Трампа могла включить в пакет «прощальных» мер против Ирана силовой сценарий. По крайней мере, со ссылкой на свои источники, газета New York Times сообщила о дискуссиях вокруг операции против ядерного объекта в иранском Натанзе. В ходе обсуждения Трампа отговорили от военных шагов, однако он, судя по всему, полон решимости нанести Тегерану максимум ущерба. «На столе» оказался вариант с назначением йеменского движения хуситов «Ансар Аллах», которое считается близким к Ирану, террористической организацией.
Совещание, на котором Трамп выдвинул идею о нанесении удара по Натанзу, состоялось 12 ноября. Как сообщает New York Times, глава Белого дома интересовался, какие варианты мер против ядерного объекта есть у него в эти месяцы. Вице-президент США Майкл Пенс, госсекретарь Майкл Помпео, и.о. главы Пентагона Кристофер Миллер, председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил генерал Марк Милли и другие люди из ближайшего окружения отговорили Трампа от использования силы. По их мнению, удар по заводу в Натанзе может превратиться в полномасштабный конфликт на Ближнем Востоке в течение последних недель для первого президентского срока Трампа.
Согласно этим данным, президент допускал ракетный обстрел или кибератаку. Впрочем, чиновники, которые были на совещании, выражают уверенность в том, что Трамп больше не рассматривает применение силы. В июне этого года завод в Натанзе уже становился мишенью. 2 июня на объекте произошло возгорание, повредившее измерительное оборудование. Глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), вице-президент по атомной энергетике Али Акбар Салехи на пленарной сессии 64-й Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене заявил, что произошедшее было диверсией, и призвал международное сообщество осудить этот инцидент. Предполагается, что его совершил Израиль.
После этого инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) зафиксировали, что Иран создает в Натанзе подземный завод по производству центрифуг. В недавнем конфиденциальном докладе агентство выступило с заявлением, что Тегеран продолжает наращивать объемы низкообогащенного урана выше уровня, заложенного в «ядерной сделке» – Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) 2015 года. Утверждается, что Иран провел монтаж первого каскада модернизированных центрифуг в Натанзе, однако еще не заполнил их ураном. Тем не менее в МАГАТЭ полагают, что Исламская Республика скорее всего еще не располагает объемом урана, который нужен для создания атомной бомбы.
«Понятие «значительное количество» – технический параметр, описывающий объемы, которые теоретически могут применяться для разработки ядерного оружия», – заявил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, добавив, что наличие нужных запасов в то же время не обязательно означает, что в стране ведется производство оружия массового уничтожения.
Тем не менее вопрос иранского ядерного потенциала в видении трамповской администрации тесно переплетен с политикой республики на Ближнем Востоке. Источники издания Foreign Policy первыми сообщили о том, что Белый дом рассчитывает нанести удар по иранским союзникам в регионе, внеся йеменских повстанцев-хуситов в число иностранных террористических организаций. Против этого выступают ФРГ и Швеция, а также некоторые международные организации. Так, спецпредставитель генсека ООН в Йемене Мартин Гриффитс настаивал на отказе США от присвоения движению хуситов подобного статуса. Генсек ООН Антониу Гутерриш обращался к постпреду США Келли Крафт с призывом отказаться от этих планов.
Единой точки зрения на этот счет нет и в самом Вашингтоне. Против пополнения черных списков, к примеру, выступают Пентагон, часть Госдепартамента и другие официальные лица. Сенатор-демократ Крис Мерфи обращает внимание на то, что такой шаг будет «явной попыткой администрации Трампа подорвать мирные переговоры». По его словам, главное, что санкции введены против Ирана. Причисление же хуситского движения «Ансар Аллах» к террористам лишь затруднит диалог с его руководством. «Если США собираются вносить в список международные субъекты, которые сознательно причиняют вред мирному населению Йемена, то возглавляемая Саудовской Аравией коалиция должна быть в верхней части списка», – подчеркнул законодатель.
В разговоре с «НГ» глава инициативы «Будущее Ирана» в вашингтонском аналитическом центре «Атлантический совет» (признан в РФ нежелательной организацией) Барбара Славин отметила, что администрация президента Ирана Хасана Рухани испытывает огромное облегчение в связи с победой Джозефа Байдена на выборах в США и возросшими шансами на возвращение к СВПД или по крайней мере на временное соглашение. «Несмотря на то что, по сообщениям, иранцам удалось вернуться к экспорту 1 млн барр. нефти в день с помощью различных средств, им явно нужен доступ к более твердой валюте для стабилизации риала и борьбы с COVID-19, – заявила Славин, добавив: – Иран будет воздерживаться от ответа до тех пор, пока администрация Трампа не решится на глупый шаг».
Консультант ПИР-Центра Юлия Свешникова в беседе с «НГ» усомнилась, что инициативы уходящего президента США против Ирана – это результат долгого планирования. «Это, мне кажется, довольно непродуманные шаги, – отметила аналитик. – Что касается хуситов: даже если их определят как террористическую организацию, не думаю, что изменение статуса окажет непосредственное воздействие на Иран. Тем более что это будет односторонним действием США, а не итогом согласованной политики международного сообщества». Как подчеркивает Свешникова, в Тегеране были некоторые ожидания по поводу прихода Байдена, но все зависит от его первых шагов. Тем более что в регионе у американо-иранского сближения по-прежнему остаются критики.
комментарии(0)