На фото Мохаммад Ханиф Атмар/Фото из аккаунта МИД Афганистана в Twitter
И.о. министра иностранных дел Афганистана Мохаммад Ханиф Атмар в беседе с Николаем Плотниковым, заведующим Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, рассказал о процессах, происходящих в Афганистане, проблемах в начавшихся межафганских переговорах и ожиданиях народа этой страны.
– Господин министр, в мировой повестке межафганские переговоры в столице Катара Дохе являются темой номер один. Но сейчас многие стали говорить, что они зашли в тупик. Что происходит на самом деле?
– Государство и общество в Афганистане продемонстрировали готовность к прямому диалогу с движением «Талибан» (запрещено в России. – «НГ»). Далось нам принятие этого сложнейшего решения непросто, но мы пошли на это, в полной мере осознавая ответственность за народ Афганистана и будущее страны. Мы за диалог, но без давления и диктата. Насилие должно быть прекращено. Надо думать, как жить дальше, что мы оставим нашим детям и внукам.
Однако со стороны «Талибана» не произошло обещанного снижения уровня насилия. Он не пошел и на всеобъемлющее прекращение огня. Наоборот, насилие возросло. Убедительное подтверждение бесчеловечных и жестоких действий – недавнее нападение на Кабульский университет. Погибли невинные люди, желанием которых было учиться и работать на благо Афганистана.
Народ и правительство Афганистана просят ведущие страны мира, международные организации, наших соседей прийти к согласию в отношении поддержки стремления афганского народа к достижению мира в рамках Конституции нашего государства и выработать единую линию влияния на ситуацию. Пока же этого мы не видим.
– Практически каждую неделю из Афганистана приходят сообщения о нападениях антиправительственных группировок на подразделения Национальной армии и сотрудников полиции, похищениях и гибели мирных жителей. Как могут идти переговоры на таком фоне?
– Да, уровень насилия в последние месяцы был очень высоким. Нападения на университет, а ранее на учебный центр в Кабуле, в результате которых погибли мирные граждане, стали национальными трагедиями. Правительство Афганистана с самого начала предлагало и настаивало на прекращении огня, неоднократно повторяя, что лучший способ сохранить мир и стабильность в стране – это защитить мирных жителей путем снижения уровня насилия и прекращения огня в гуманитарных целях, пока идет процесс старта переговоров.
– Какие еще антиправительственные группировки помимо талибов заинтересованы в сохранении в стране напряженности и почему?
– К сожалению, несмотря на соглашение в Дохе между США и талибами, есть явные доказательства того, что они не желают выполнять обязательства по разрыву связей с «Аль-Каидой» (запрещена в России. – «НГ») и иностранными террористическими группами. Мы точно знаем, что каждый пятый в «Талибане» – иностранец. Недавно афганские силы безопасности ликвидировали высокопоставленного деятеля «Аль-Каиды» Абу Мухсина аль-Мисри. Существуют симбиотические отношения между «Талибаном», другими террористическими группировками и международной оргпреступностью. Они стремятся бросить вызов конституционному порядку в Афганистане. Нестабильность в нашей стране оказывает серьезное негативное влияние не только на национальную безопасность и экономику, но и на безопасность и экономику многих стран, в первую очередь наших соседей, способствует расширению деятельности международных террористических и криминальных сетей.
– По некоторым данным, лидер «Аль-Каиды» Айман-аз-Завахири и ряд других высокопоставленных фигур этой группировки якобы базируются в Афганистане. Насколько это соответствует действительности?
– Мы хорошо знаем, что высшее руководство террористических структур, будь то «Талибан» или «Аль-Каида», находится не в Афганистане. Последние два десятилетия мы стремились решить проблему безопасных зон / убежищ террористов за пределами национальной территории. Сегодня одной из основных причин продолжающейся в нашей стране войны является вопрос оснащения, обучения, поддержки и даже лечения раненых боевиков «Талибана» за пределами Афганистана. Это серьезный вопрос, который нам в одиночку не решить.
– Возможен ли возврат Афганистана к временам исламского эмирата или афганцы намерены следовать развитию в стране республиканского строя?
– Принцип равноправия граждан в нашей республике, закрепленный в Конституции, создает основу для мирной интеграции «Талибана» в политическую систему, экономику и общество демократического Афганистана. Регулярно проводимые опросы показывают, что республиканскую модель поддерживают 75–85%, тогда как поддержка талибов колеблется от 4 до 8%. Это четко демонстрирует, что основным требованием афганского народа является сохранение достижений последних 19 лет в области прав человека, демократии, свободы слова, прав женщин, борьбы с терроризмом и в конечном итоге представление умеренного образа афганских религиозных верований миру. Народ и правительство Афганистана никогда не допустят возврата к прошлому.
– Ваше видение будущего Афганистана и какой, на ваш взгляд, должна быть роль мирового сообщества в прекращении многолетнего противостояния в стране?
– Мое видение состоит в том, чтобы дать соотечественникам возможность жить в условиях, позволяющих уверенно смотреть в будущее, не бояться за жизни своих родных и близких. Переговорный процесс имеет основополагающее значение для прекращения войны и насилия в Афганистане, чтобы мы действительно могли сосредоточиться на созидании. Достижение мира – безусловный приоритет правительства Афганистана. У войны нет победителя, а победителями мира станут народ Афганистана, наши соседи, регион и земной шар в целом.
Мы просим международное сообщество прийти к консенсусу по урегулированию ситуации в нашей стране, поддержать стремление афганского народа к достижению мира и процветания. Уверен, что поддержка конституционного порядка и принятие коллективных мер против сил хаоса, прежде всего наркоторговцев и террористов, будут влиять не только на безопасность и стабильность в Афганистане, но и на безопасность и стабильность на всем евразийском пространстве.
История хорошо научила нас тому, что плюрализм, мир и процветание в Афганистане никогда не могут быть достигнуты при эмиратском режиме, чего так хотят некоторые радикалы. Это возможно только при соблюдении норм действующей Конституции страны.
комментарии(0)