Фон Гайр заявляет о необходимости диалога Брюсселя с Кремлем. Фото Reuters
27 членов Евросоюза едины как никогда, заявил в своей лекции российским студентам посол Германии в РФ Геза Андреас Фон Гайр. Он настойчиво противопоставлял политику открытых границ и повышения толерантности национальной замкнутости. О России фон Гайр высказался в целом в положительных тонах, однако отметил, что по Крыму, «делу Скрипалей» и отравлению Алексея Навального ЕС не может не занимать жесткой позиции.
Чрезвычайный и полномочный посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр в среду провел онлайн-лекцию «Построение Европы будущего» при участии Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).
Полугодовое председательство Германии в Евросоюзе медленно, но верно подходит к концу. На Берлин выпал весьма непростой жребий: решать проблемы коронавируса и в какой-то степени главенствовать во время ключевых переговоров о сделке по брекзиту.
Сделать все практично и в сроки, как любят немцы, не получается, хотя и без вины Берлина. В переговорах Лондона и Брюсселя сохраняется неопределенность, а выстраданный компромиссами семилетний бюджет ЕС в 1,82 трлн евро (в сумму включен финансовый пакет в 750 млрд евро для восстановления экономик после пандемии) был заблокирован на днях Польшей и Венгрией. Последних не устроило включение принципа верховенства права, который грозит им неприятными последствиями и денежными потерями вследствие того, что у Брюсселя есть серьезные претензии к Варшаве и Будапешту в правовой сфере.
Эти больные вопросы, равно как и тему председательства Германии в ЕС, в своем выступлении посол решил не затрагивать. Впрочем, на тему брекзита он сделал весьма амбициозное заявление, сказав, что 27 членов ЕС, несмотря на выход Британии из союза, едины как никогда. Фон Гайр отметил, насколько быстро ЕС ввел санкции против Белоруссии после фальсификаций на выборах президента и то, насколько большие суммы могут быть в перспективе потрачены на смягчение последствий пандемии. Он напомнил, что после принятия решения о выходе Британии из состава ЕС некоторые злорадствовали и предвкушали конец евроинтеграции, чего, однако, не случилось. Стоит, правда, отметить, что сомнений о судьбе Евросоюза за прошедшие годы не поубавилось.
Фон Гайр вообще много говорил о единстве Евросоюза и об открытости его границ. Одно другого не исключает, считает посол. Идеология крепости не может быть принята на вооружение, эгоизм одной из стран тоже недопустим (возможно, это был намек на идею президента США Дональда Трампа «Америка превыше всего» и на более национально ориентированные Будапешт и Варшаву. – «НГ»). А вот традиции компромиссов и повышение толерантности – это то, что нужно.
«Миграция – это хорошо. Плохой можно считать только нелегальную миграцию», – повторил лектор недавний тезис президента Франции Эмманюэля Макрона. В условиях демографического роста Африки и Азии у Европы нет иного выхода, кроме как интегрироваться с остальным миром, сказал фон Гайр.
Он заявил, что единство ЕС и более широкого Совета Европы состоит не столько в общей законодательной базе, сколько в понимании свободы и связанной с ней ответственностью и в признании достоинства личности.
И вот тут у ЕС и возникают проблемы с Россией. Собственно, с этого фон Гайр и начал лекцию – с утверждения о том, что отношения с Москвой сейчас не то что напряженные, сама их суть может измениться.
Это логично выводится из речей европейских политиков, и в частности фон Гайра. Всеобъемлющее сотрудничество сменяется партнерством в стратегических вопросах, например в строительстве «Северного потока – 2». Кстати, о последнем посол почти не говорил, а больше подчеркивал участие России в деле сокращения выбросов и недопущения изменения климата. Но есть, конечно, и более болезненные пункты, по которым ЕС и Германия в том числе никак не могут быть согласны с Россией.
«По аннексии Крыма, «делу Скрипалей», отравлению Алексея Навального и масштабных хакерских атаках на немецкий парламент и Организацию по запрещению химического оружия мы с Евросоюзом имеем четкую и ясную позицию. Эти вопросы касаются самой сути нашего европейского образа, грубых нарушений международного права и прав человека. И мы высказываемся по ним, потому что, игнорируя их, мы потеряли бы свою европейскую идентичность», – высказался фон Гайр.
На свой же вопрос о том, понимают ли сегодня Москва и Берлин ценности друг друга и внимательны ли они к противоположной стороне диалога в целом, посол вынужден ответить отрицательно. Более того, цитируя услышанное мнение на Давосском экономическом форуме, посол высказал и более общую идею. «Россия – это европейская, но не западная страна. Эта идея в чем-то мне близка», – признался фон Гайр.
комментарии(1)
0
Игорь 11:04 19.11.2020
Европейская идентичность Германии - это не только ее прошлые достижения в философии и культуре, но и газовые камеры, печи для сжигания людей, миллионы загубленных душ. Воссоединение Крыма с Россией - это правильно, также как и воссоединение Германии, хотя последнее было сделано в форме предательства Горбачевым своего союзника ГДР.