Дэниел Фрид считает, что если Москва пойдет на сделку со Вашингтоном и его союзниками, давление на нее можно будет уменьшить. Фото Reuters
Формирующейся администрации Джозефа Байдена предложили расширить нацеленный на Россию санкционный инструментарий, распространив ограничительные меры на банковский и финансовый секторы. Соответствующие инициативы содержатся в докладе вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет» (признан в РФ нежелательной организацией). Его автор – влиятельный дипломат, бывший координатор санкционной политики Госдепартамента Дэниел Фрид – рассказал «НГ», может ли Байден вслед за Евросоюзом инициировать давление на Кремль в связи с отравлением Алексея Навального, и назвал условия, при которых российские банки и финансовые учреждения действительно рискуют попасть под удар.
Доклад «Атлантического совета» взвешивает нынешний санкционный механизм США и перечисляет «варианты эскалации» в отношении ряда стран. Раздел, который касается России, включает в себя опции против нового суверенного долга или против нескольких госбанков и финансовых учреждений. Исследование, как и многие другие инициативы, предлагает «раскрыть наиболее коррумпированные финансовые досье», якобы связанные с российским президентом и его предполагаемым окружением. Фрид также рекомендует «разработать чрезвычайные санкции против российских объектов» в том случае, если Россия злоупотребит ситуацией вокруг «Северного потока – 2», сократив поставки газа в одну из стран ЕС, или пересмотрит газовое соглашение с Украиной.
Автор исследования подчеркивает, что следующая администрация президента США должна разработать четкие подходы в рамках своей «российской» стратегии и обозначить «пороги неприемлемого поведения России», которые должны быть согласованы с союзниками. Усилить санкционное давление Вашингтон должен «в случае увеличения агрессии Кремля, например, против Украины или Белоруссии или в случае новой волны покушений», отмечает Фрид.
«Санкции могут обеспечивать эту политику, – говорится в докладе. – США и их союзники также должны быть готовы к снятию рестрикций, если поведение России станет более ответственным, например, в отношении американских выборов или в том случае, если будет заключена сделка, которая восстановит украинский суверенитет над оккупированными частями востока Украины». Как отмечается в исследовании, следующая администрация должна тесно работать с Конгрессом, чтобы установить критерии отмены санкций и соблюсти их, если потребуют обстоятельства. «Крымский полуостров скорее всего останется в руках России в течение более длительного периода, и санкции по Крыму должны сохраниться», – предполагает Фрид.
Отдельно автор доклада рассматривает поддержку Германией проекта «Северный поток – 2», которая, по этим оценкам, представляет собой неправильный политический сигнал со стороны германских властей. Тем более что, как утверждает Фрид, многие в ФРГ призвали покончить с проектом после отравления Навального. Однако односторонние санкции США против Германии и других субъектов – это слишком дорогостоящий инструмент: вероятность нанесения ущерба отношениям с Германией слишком высока, говорится в докладе.
Подход администрации Дональда Трампа, который заключался в стремлении в одностороннем порядке «наказать» Берлин, выглядит как борьба ради борьбы и не решает проблему, уверен дипломат.
Комментируя «НГ» готовность Байдена и его окружения начать президентский срок с санкций, Фрид заметил: «Прогнозы опрометчивы, однако администрация Байдена вряд ли будет торопиться с введением новых массовых санкций». По его словам, она может последовать за Евросоюзом и применить пакет мер в ответ на ситуацию с Навальным и, возможно, в связи с обстановкой в Белоруссии. «От степени российского вмешательства в выборы в США зависит, будет ли команда Байдена двигаться в этой сфере, – говорит Фрид. – Несмотря на то что, по первому впечатлению, вмешательство России было не таким значительным, как в 2016 году, это впечатление может оказаться ошибочным, может появиться дополнительная информация».
Значительное раскручивание санкционного механизма возможно в отдельных случаях, считает бывший дипломат. Так, существенное усиление санкций, например, в финансовом секторе возможно в ответ на «дополнительную российскую агрессию», будь то Украина, Белоруссия, США или государства Евросоюза и НАТО, или в ответ на нарушения прав человека. К этому относятся покушения на критиков российского руководства, подчеркивает Фрид. «Санкции – это не политика. Они являются политическим инструментом, и администрация Байдена будет разрабатывать политику в отношении России и применять к ней санкции, а не спешить с санкциями, а потом пытаться найти политическое обоснование», – заключает дипломат.
Коллега Фрида, старший научный сотрудник «Атлантического совета» Андерс Аслунд, который был в числе экспертов, предложивших несколько лет назад Белому дому свои критерии санкционного давления, пояснил «НГ», что Байден имеет большой опыт применения санкций с 2014 года: на тот момент он курировал вопросы, связанные с Украиной. «Администрация Байдена будет лучше координировать санкционную политику как со своими союзниками, прежде всего в рамках ЕС, так и внутри правительства, – отмечает Аслунд. – Управление по санкциям в Госдепартаменте будет восстановлено и вернет себе ведущую роль в этом вопросе, забрав ее у Минфина, что сделает санкции более приспособленными к внешней политике и более прогнозируемыми».
По словам эксперта, при Байдене будет упорядочена вся система санкций. «Администрация еще раз четко увяжет конкретные санкции с конкретными проблемами, чтобы у российских властей был стимул прекратить определенные действия и появилось понимание, что западные санкции могут прекратиться, – считает Аслунд. – Режим ограничительных мер будет постепенно ужесточаться, если российское правительство не предпримет корректирующих действий». По его словам, инициатива в вопросе применения санкций против России теперь перейдет от Конгресса к администрации, потому что обе партии на Капитолийском холме будут больше доверять администрации Байдена в этом вопросе, чего не было в случае с Трампом.
Аслунд отмечает: жесткие ограничительные меры в отношении «Северного потока – 2» будут приняты в рамках оборонного законопроекта в первой половине декабря. Если этого не произойдет, то неясно, как поступит с такими санкциями Байден. Его команда более неохотно, чем администрация Трампа, будет налагать вторичные рестрикции на союзников, считает эксперт.
Читайте также:
Президентство Байдена ускорит опасную для России зеленую революцию
комментарии(0)