Фото Reuters
Глава Евросовета Шарль Мишель заявил по окончании видеоконференции ЕС, что продолжится поиск «устраивающего всех решения» по бюджету и антикризисному фонду Объединенной Европы. И то, и другое блокируется Венгрией и Польшей. Они недовольны тем, что выделение денег на преодоление последствий пандемии увязаны с соблюдением принципа верховенства права. Мишель говорит о том, что переговоры продолжатся. А в кулуарах саммита ЕС обсуждается возможность принятия бюджета и антикризисного фонда без Венгрии и Польши.
«Преимущество Евросоюза заключается в возможности найти решение, даже когда это кажется невозможным», - сказал Мишель по окончании видеоконференции. Канцлер Германии Ангела Меркель, председательствующая в Евросовете, в свою очередь, назвала вето Венгрии и Польши «серьезной проблемой», которую нужно решить «как можно скорее». Предполагалось, что законопроекты об антикризисном фонде и бюджете будут проголосованы в Европарламенте уже на следующей неделе. Теперь этого может и не быть.
Со слов Меркель следует, что никаких репрессивных мер воздействия на Венгрию и Польшу задействовано не будет, по крайней мере, пока. Однако один из советников президента Франции Эмманюэля Макрона сказал журналистам, на условиях анонимности, что не исключен вариант, когда бюджет и фонд будет принят без этих двух стран. Придется задействовать один из редко используемых правовых механизмов в рамках ЕС – так называемое «enhanced cooperation» («расширенное сотрудничество»). Он предполагает, что судьба, по крайней мере, антикризисного фонда будет решаться каждой страной Евросоюза самостоятельно. Если дал «добро» на его принятие (с довеском, что средства будут расходоваться в зависимости от соблюдения страной принципа верховенства права), то получишь деньги. Если нет – значит, нет. В этом случае Венгрия и Польша останутся без средств антикризисного фонда. Поляки потеряют 23 млрд. евро, венгры – 6 млрд. Это существенные потери. Особенно достанется Венгрии. Ее экономика очень сильно пострадала от кризиса. Во втором квартале 2020 года она упала более чем на 13%. Это худший показатель в ЕС. Если же «расширенное сотрудничество» будет распространено и на принятие бюджета, потери окажутся еще больше.
Тем не менее, пока в ЕС официально не очень охотно говорят о мерах наказания Польши и Венгрии. Изолировать две страны, усиливая угрозу распада Евросоюза, в Брюсселе не хотят. Скорее, расчет делается на то, что Венгрия и Польша пойдут в конце концов на уступки, благо к ним подталкивает ситуация в этих странах. В польских городах бушуют протесты, чьи участники итак недовольны политикой правительства и недостатком средств, выделяемых на борьбу с пандемией. Премьер-министр Виктору Орбану также приходится считаться с мнением общества, которое не горит желанием остаться без денег ЕС. Впрочем, Евросоюз пока вправе больше рассчитывать на скорые уступки со стороны Варшавы, нежели чем со стороны Будапешта.
В декабре премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий должен представить в Сейме меры, направленные на преодоление экономических последствий пандемии. Соответственно, ему нужно поскорее определиться, остается ли его страна в числе участников антикризисного фонда ЕС. Давление на Орбана со стороны венгерской оппозиции менее сильно. Ведь он представляет действия Евросоюза как попытку заставить страну согласиться на прием большого числа ближневосточных беженцев. От коронакризиса венгры, конечно, страдают, но общество в целом настроено против уступок по миграционному вопросу. Поэтому Орбан может позволить себе вести переговоры с ЕС дольше, чем Моравецкий.
комментарии(0)