Часть тыграйцев ищет спасения даже в далеко не благополучном Судане. Фото Reuters
Боевые действия в Эфиопии, вызванные мятежом в штате Тыграй, завершились, однако тысячи беженцев в места постоянного жительства не вернулись. Они скапливаются в Судане и боятся вернуться на родину. Об опасности складывающейся ситуации говорят в ООН. Обеспокоены и в Европе: беженцы из Восточной Африки и ранее составляли значительную часть нелегалов, пытавшихся проникнуть в ЕС. Если ситуацию не урегулировать сейчас, Евросоюз столкнется с волной мигрантов из Тыграя.
Несмотря на то что активная фаза войны между Аддис-Абебой и де-факто Эритреей с одной стороны и штатом Тыграй с другой завершилась сдачей столицы восставшего региона Мэкэле, социальная обстановка в регионе остается напряженной. Представители премьер-министра Эфиопии Абия Ахмета пресекали попытки каких-либо внешних игроков вмешаться в жизнь Тыграя, даже когда речь шла о помощи пострадавшим во время конфликта. Но и после заключения соглашений выясняется, что полноценного доступа к региону у гуманитарных работников нет.
«Около 2,3 млн детей в Тыграе остаются отрезанными от гуманитарной помощи на фоне продолжающегося с начала ноября насилия», – сказано в заявлении исполнительного директора Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Генриетты Фор.
В организации настаивают на необходимости полноценного налаживания гуманитарного коридора, чтобы нуждающимся были переданы лекарства, вода, топливо и питание, в том числе специальное, предназначенное для недоедающих детей. В штате Тыграй насчитывается почти миллион внутренне перемещенных лиц, оставшихся без крова.
Соглашение между представителями ООН и Аддис-Абебой об установке гуманитарного коридора было подписано 2 декабря. Однако его реализация вызвала у ЮНИСЕФ вопросы.
В поисках лучшей доли часть тыграйцев ищет спасения в Судане, где, по разным данным, нашли убежище уже от 45 тыс. до 50 тыс. человек.
«Но и в Судане, где за пару ночей в отеле с его гиперинфляцией придется отдать чемодан денег, ситуация непростая. Что же касается Тыграя, то за время конфликта выросли цены грузоперевозок, быстро кончилось топливо, снизилась экономическая активность, в том числе из-за блокировки интернета и связи в целом, от этого и дефицит. Люди не могли снять денег в банке со своих зарплат. Цена на картофель в Мэкэле к моменту осады увеличилась в 4–5 раз», – говорит кандидат исторических наук, автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что хотя Абий Ахмет и достиг главных целей осады, но для того чтобы не потерять штат Тыграй из поля влияния, ему необходимо срочно налаживать помощь различных сферам, особенно сельскому хозяйству, которому раньше поддержку оказывал Народный фронт освобождения Тыграя, ныне вытесненный из региона. Ко всему прочему военные действия пришлись на период сбора урожая, не говоря уже о том, что крупные неприятности экономика штата имела и из-за пандемии.
Однако, несмотря на все эти трудности, жизни большинства тыграйцев опасность все же не грозит – в отличие от эритрейских беженцев. Во время эфиопско-эритрейской войны они массово бежали в Эфиопию. Эфиопские власти теперь направляют их в Тыграй, что еще больше ухудшает гуманитарную ситуацию в штате. Получается, что приток одних беженцев исключает возвращение других беженцев, тыграйских.
«Политический режим Эритреи – это жесточайшая диктатура. Когда после перемирия с Эфиопией в 2018 году на время открылись границы, эритрейцы побежали из страны. Старшеклассники здесь проходят военную подготовку в высокогорье в невыносимых условиях жары, затем они попадают на практически не ограниченную по срокам гражданскую либо военную службу, часто она длится 16 лет. Распределить могут в интернет-кафе заниматься управлением, а могут отправить на добычу золота за мизерную плату. Конечно, такой судьбы многим эритрейцам для себя не хотелось. Разве что генералы прикормлены неплохо. А население страны даже стало терять основы грамотности», – рассуждает Целунов.
Чтобы решить проблему тыграйских беженцев, надо разобраться с эритрейцами – во всяком случае, так видят проблему власти Эфиопии. Проблема в том, что с распростертыми объятиями в Эритрее бежавших соотечественников не ждут. Они для властей этой страны – предатели.
«Эритрея, по сути, участвовала в конфликте на стороне Аддис-Абебы и поэтому может рассчитывать на благосклонность в деле выдачи своих же граждан. Есть информация о том, что из 96 тыс. эритрейских беженцев, бежавших в Эфиопию, уже так или иначе репатриировали до 10 тыс. человек. Что с ними могут сделать на родине, страшно представить. Но расстрел по возвращении – это один из вполне возможных вариантов», – поясняет эксперт. Поэтому беглые эритрейцы уходят куда могут. В том числе в Судан, куда бегут тыграйцы.
комментарии(0)