Президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани предложил лидерам «Талибана» (организация запрещена в РФ) провести переговоры о мире в знаменитой кандагарской мечети Священного плаща (Хирке Мубарак или Хирке Шариф). В этой мечети уже несколько сотен лет хранится плащ, по преданию, принадлежавший пророку Мухаммеду. Представители талибов пока никак не отреагировали на инициативу афганского лидера. Эксперты «НГ» уверены, что «яростные муллы» «Талибана» и на этот раз откажутся перенести переговорную площадку из Катара на территорию Афганистана.
С предложением провести следующий раунд межафганских переговоров в мечети Хирке Мубарак Ашраф Гани обратился к талибам во время своего визита в Кандагар 17 декабря. За последние несколько дней это было уже второе послание лидерам «Талибана» от президента Афганистана, в котором Ашраф Гани выступил в качестве инициатора «национализации» переговорного процесса. В первый раз это произошло 14 декабря в ходе заседания правительства страны в Кабуле.
«Талибы утверждают, что они сегодня находятся на афганской земле, - сказал президент Гани в своих выступлениях в Кабуле и Кандагаре. - Почему тогда они не проводят переговоры на афганской земле? Сейчас не время рассматривать роскошные отели в качестве непременного условия (для межафганского диалога). Необходимо, чтобы все афганцы видели, как продвигаются переговоры, какие направления находятся в центре внимания и почему». Подчеркнув, что «афганцы умеют вести переговоры под тентом и в холодную погоду», Ашраф Гани сказал, что правительство Афганистана готово вести диалог с талибами в любом районе страны – на выбор лидеров этого террористического движения. В качестве одной из таких площадок президент Афганистана и назвал кандагарскую мечеть Священного плаща.
Первое предложение Ашрафа Гани о «национализации» межафганского диалога (в настоящее время переговорный процесс проходит за рубежом, на площадке в Дохе - столице Катара) представители талибов отвергли немедленно. Уже 15 декабря пресс-секретарь катарского офиса «Талибана» Наим Вардак заявил о невозможности переноса переговоров на территорию Афганистана. По его словам, это связано с тем, что ООН и международное сообщество уже определили Доху в качестве места проведения межафганских переговоров и что обе делегации переговорщиков, сделавшие перерыв в общении до 5 января 2021 года, договорились вновь встретиться на прежнем месте в столице Катара. Наим Вардак также объяснил отказ перенести переговорную площадку в Афганистан сохранением лидеров «Талибана» в «черном списке» международных террористов, дав понять, что это не гарантирует их безопасность на афганской земле.
Очевидно, в ответ на эти аргументы и прозвучало 17 декабря второе предложение Ашрафа Гани об избрании мечети Священного плаща в Кандагаре новым местом проведения межафганского диалога. Фактически, президент Гани объявил о готовности сделать плащ пророка Мухаммеда, хранящийся сотни лет в кандагарской мечети, главным гарантом безопасности участников переговоров: в Хирке Мубарак находится самая главная святыня ислама на территории Афганистана, имеющая абсолютную ценность для всех мусульман региона. И это обстоятельство делает неприкосновенным для всех храмовую территорию.
Представители «Талибана» до сих пор не ответили на второе предложение Ашрафа Гани о переносе площадки межафганского диалога из Дохи в легендарную мечеть Кандагара. Скорее всего, чуда не произойдет и привыкшие к комфорту катарских отелей талибские переговорщики не пожелают сменить его на гораздо более скромный дизайн кандагарского быта.
Впрочем, главной причиной отказа, конечно, станут не бытовые причины. Как известно, лидеры и переговорщики «Талибана» много лет находятся под жестким контролем пакистанской армии и спецслужб. «Главари талибов в Кветте (город в Пакистане, где находится центральный совет «Талибана» - «НГ») даже своих жен навещают, лишь предварительно проинформировав пакистанских кураторов», - заявил «НГ» один из кабульских экспертов. Компетентные кабульские источники «НГ» не раз сообщали о присутствии офицеров Межведомственной разведки Пакистана (ISI) среди сотрудников офиса талибов в Катаре и даже непосредственно в зале, где проходят межафганские переговоры.
Перенос межафганского диалога на территорию Афганистана будет означать резкое снижение возможностей пакистанской стороны по ежедневному контролю над дипломатами «Талибана». Ведь тогда весь масштаб политической опеки оперативников ISI над «независимыми» талибами станет известен не только афганской разведке, но и СМИ, а также общественному мнению страны. В итоге неизвестно, чем закончатся переговоры, а вот по политической репутации талибов и Исламабада будет нанесен серьезный удар.
комментарии(0)