Российские военные в ЦАР действуют с согласия ООН, утверждают в Москве. Фото Reuters
Москва утверждала во вторник утром, что Вооруженные силы РФ не входили в Центрально-Африканскую Республику. Ранее сообщалось, что россияне в союзе с армией Руанды прибыли, чтобы отбить наступление сторонников экс-президента ЦАР Франсуа Бозизе, который намерен вернуться к власти вооруженным путем. Замглавы МИД РФ Михаил Богданов не исключил, что РФ рассмотрит вопрос о военной помощи этой стране, если от правительства поступит просьба. А ближе к вечеру МИД подтвердил: в ЦАР из РФ прибыли 300 инструкторов.
Известие о том, что в ЦАР прибыли войска из РФ, ранее появилось не только как версия СМИ. В ряде интервью, в частности AFP, ее подтвердил представитель правительства ЦАР Анж Максим Казаги.
Якобы первые самолеты с российскими военными прибыли в воскресенье утром, и сейчас россияне находятся в 30 км от столицы страны, Банги. Газета Figaro писала, что в страну прибыло около 300 русских, «по большей части бойцов ЧВК Вагнера» с тяжелым вооружением. Местные СМИ, в свою очередь, вовсю говорят о том, что россияне участвуют в боях и даже несут какие-то потери.
Утром 22 декабря посол РФ в ЦАР Владимир Титаренко заявил Интерфаксу, что в стране по-прежнему есть только 19 российских военных: пять сотрудников представительства Минобороны РФ и 14 офицеров из состава миротворческой миссии ООН. «Также здесь работают инструкторы, которые обучают армию ЦАР по просьбе правительства этой страны. Периодически осуществляется их ротация», – сказал он. Это подтвердил и Богданов. Его заявление цитирует РИА Новости. Дипломат отметил, говоря о российских инструкторах, что речь может идти «о 13–14 офицерах», и это «не армия, не спецназ». Богданов сделал также важное уточнение. По его словам, если легитимное правительство ЦАР обратится с просьбой о военной помощи, Россия ее готова рассмотреть, естественно, проверив на соответствие резолюциям ООН. А вечером на сайте МИД РФ появилось сообщение, что в ЦАР все-таки направлены 300 военных инструкторов РФ «для обучения национальной армии». Совбез ООН был об этом уведомлен.
Что касается ЧВК Вагнера, то Кремлем вообще отрицается существование подобной структуры. И в этот раз о ней не упомянул ни один российский официальный комментатор событий в ЦАР.
В любом случае, интернационализация гражданской войны в этой стране уже произошла. В воскресенье туда прибыл руандийский контингент, насчитывающий 900 человек. Прибыл он официально, в рамках ранее заключенной двусторонней договоренности с ЦАР, по решению правительства и парламента Руанды. Министерство обороны этой страны выпустило заявление, где разъяснило, что, помимо всего прочего, войска страны призваны обеспечить безопасность во время всеобщих выборов, которые состоятся 27 декабря. Они-то, собственно, и стали поводом для обострения обстановки.
В начале декабря Конституционный суд ЦАР отказал в регистрации в качестве кандидата в президенты Франсуа Бозизе. Основанием стало то, что он не выдерживает годовой «ценз оседлости». Бозизе вернулся в страну из вынужденной эмиграции менее года назад. Он сам утверждает, что таким образом его бывший соратник, а ныне президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера защищается от опасного конкурента. Как бы то ни было Бозизе решил воспользоваться традиционным для ЦАР способом борьбы за власть. Он обратился к повстанческим группировкам, контролирующим большую часть территории страны. Утверждается, что вокруг него объединились былые противники: формально распущенная группировка «Селека», ориентирующаяся на мусульман, и «Антибалака», которую поддерживают христиане и сторонники традиционных культов. Именно «Селека» свергла Бозизе в 2013 году. Противники президента страны уже в субботу начали наступление и быстро приблизились к Банги.
Заместитель директора Института Африки Леонид Фитуни в беседе с «НГ» заметил, что войскам Руанды будет трудно справиться со сторонниками Бозизе. «Руандийцы улучшили качество своей армии, но она по-прежнему не слишком мощная. Хотя, разумеется, вооруженные силы Руанды более подготовлены, чем войска многих других африканских государств. Но в ЦАР будут столкновения с нерегулярной армией. Будет некое гуляй-поле: бандиты, группировки, местные жители, которые станут совершать набеги на войска иностранных государств. Воевать с ними – неблагодарная задача», – сказал он.
Можно предположить, что и российские войска, если их и официально введут в ЦАР, столкнутся со схожей проблемой. При этом Бозизе вряд ли найдет поддержку у США и у Франции, бывшей метрополии ЦАР. Две эти страны в свое время инициировали санкции ООН против этого человека из-за военных преступлений в одной из гражданских войн в Центральной Африке. Конкуренция за довольно значительные природные ресурсы этого государства не сильно побудит Париж и Вашингтон вмешиваться в нынешний конфликт.
Фитуни отметил, что ЦАР – не самая лучшая страна для капиталовложений. «Это была одна из самых отсталых французских колоний. Сейчас ее развитие и экспорт полезных ископаемых сдерживаются географическим положением. ЦАР не имеет выхода к морю, фактически на сегодняшний день главный путь из страны – через соседний Камерун», – говорит эксперт. А Камерун традиционно входит в сферу влияния Франции, которая, таким образом, при любом развитии ситуации в ЦАР уверена, что не останется внакладе.
комментарии(0)