Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ) уведомило мировую общественность о том, что Иран предупредил о своем намерении обогащать уран до 20%. Возвращение Тегерана к этапу ядерной программы до заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) может быть попыткой занять более выигрышную позицию перед ожидающимися переговорами с администрацией Джозефа Байдена.
Данный шаг Тегерана не является чем-то сенсационным: парламент Ирана уже одобрил увеличение порога обогащения урана в качестве ответа на убийство физика-ядерщика Мохсена Фахризаде. В какой-то степени его можно считать и приуроченным к годовщине убийства генерала Касема Сулеймани. Планируется потенциальное производство 120 кг урана, обогащенного до 20% на ядерном объекте в Фордо. Перед заключением ядерной сделки Иран имел приблизительно 400 кг такого урана.
Согласно СВПД, Исламская республика имеет право обогащать уран до отметки в 3,67%. Эту границу ядерщики начали преодолевать с мая 2019-го, спустя год после одностороннего выхода Соединенных Штатов из договора и принятия ими решения о введении санкций против Тегерана.
За последние два месяца иранским властям было непросто совместить прямо противоречащие, но необходимые направления: показать гражданам, что за убийство Фахризаде Исламская республика готова дать ответ США и Израилю, и одновременно не испортить отношения с Вашингтоном слишком сильно, дабы иметь возможность все-таки договориться с администрацией Байдена об отмене санкций, больно ударившим по экономике. В СМИ высказывались опасения, что Трамп, уходя, может даже пойти на прямой военный конфликт, если не попытаться довести дело до введения чрезвычайного положения, дабы продлить свои полномочия президента США.
"Трамп оставил за собой такое количество, условно говоря, мин и завалов, которые не разгрести без сложных дипломатических методов и их применения со стороны группы 5+1. Проблема в том, что Тегеран и Вашингтон совершенно не доверяют друг другу, при этом иранская стороны уже успела серьезно отойти от соглашений. Последний шаг, тем не менее, можно рассматривать как попытку Тегерана получить козырь, который можно было бы использовать на переговорах", – говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
В разговоре с "НГ" эксперт подчеркнул, что несмотря на кризисное состояние отношений Ирана и США, у них есть взаимный интерес: Байден обещал вернуться в СВПД, а необходимость снятия санкций и контактов с Вашингтоном осознается даже самыми консервативными и антиамерикански настроенными политиками Исламской республики.
При этом Сажин отметил, что к созданию ядерного оружия Иран все-таки еще не приблизился вплотную. "Уран, обогащенный до 5%, используется на атомных электростанциях. 20% - это уровень обогащения для блоков в научно-исследовательских центрах. Далее следует этап обогащения урана до 60%, используемого на подводных лодках. Оружейный уран должен быть обогащен до 90%. Все это весьма непростой процесс, для протекания которого необходимо использование многих центрифуг и чистого продукта",– объясняет эксперт.
комментарии(0)