Фото REUTERS
Глава МИД КНР Ван И привез на Филиппины дары, пообещав бесплатно поставить полмиллиона доз вакцины и предоставить гранты на 77 млн долл. на инфраструктуру в рамках инициативы «Пояс и путь». Поездка министра, ранее побывавшего в трех других странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), была нацелена на то, чтобы расширить сотрудничество с ними и опередить новую администрацию США, которая, как ожидают, будет возрождать тесные связи с союзниками в регионе. Несмотря на пандемию, Пекин не собирается сворачивать финансирование «Пояса». Но выдача займов будет жестче контролироваться.
Кан Линь, научный сотрудник университета на китайском острове Хайнань, говорит, что уходящий президент США Дональд Трамп в основном игнорировал ЮВА и Африку. Избранный президент Джозеф Байден усилит борьбу с Китаем за влияние на эти регионы. Поэтому Китаю нужно было сделать упреждающие ходы и укрепить коммуникации со своими партнерами. А основным каналом, открывающим дорогу Китаю для проникновения в Азию, Африку и Латинскую Америку, по-прежнему остается Новый шелковый путь.
Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с инициативой «Пояса и пути», которая охватывает более 70 государств, в 2013 году. Большая доля финансирования этого плана осуществляется через займы и кредиты. Но, как сообщает газета South China Morning Post, два главных государственных механизма для передачи средств заемщикам – Export-Import Bank of China и China Development Bank стали более осторожными. С одной стороны, они опасаются дефолта заемщика. С другой – в самом Китае растут внутренние долги, а темпы роста экономики замедлились из-за пандемии.
Усилились и споры вокруг инициативы. Китай обвинили в том, что он заманивает развивающиеся страны в долговую ловушку. Самая громкая шумиха коснулась в 2017 году Шри-Ланки. Правительство острова не смогло выплатить долг и было вынуждено передать львиную долю владения портом Хамбантота китайцам. Некоторые страны стали отказываться от проектов «Пояса». Малайзия аннулировала договоренность о строительстве порта и выторговала себе более выгодные условия для сооружения железной дороги по восточному побережью.
Даже вокруг жемчужины в короне «Пояса» – экономического коридора, который должен пройти через Пакистан и связать западный Китай с Индийским океаном, вспыхнула полемика. Этот коридор должен венчать порт Гвадар. Но строительство осложняют вылазки террористов и нестабильность в Пакистане.
В Кении строительство китайцами железной дороги, которая связывает восточное побережье со столицей Найроби, закончено только наполовину. Продолжение финансирования проекта Пекином оказалось под вопросом. Ведь стоимость эксплуатации дороги намного превышает доход, который она приносит.
А с Австралией полемика вокруг «Пояса и пути» приняла открыто политический характер. После того как Канберра вслед за Вашингтоном осудила Пекин за репрессии против мусульман в Синьцзян-уйгурском автономном районе КНР и преследование демократических активистов в Гонконге, Китай сократил закупки угля и других товаров в Австралии. А та не осталась в долгу. Парламент одобрил закон, запрещающий австралийским штатам участвовать в программе Шелкового пути.
В беседе с «НГ» Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения ВШЭ, отметил: «По прогнозам, рост ВВП Китая в 2020 году составит примерно 2%. Поскольку Китай зависит от внешней торговли, ресурсов у него будет меньше. Есть еще один фактор, подталкивающий Китай к осторожному подходу. Проекты не всегда были экономически обоснованными. С другой стороны, Китай вряд ли откажется от проекта, так как его выдвинул Си Цзиньпин. Раз он поставил свой авторитет на кон, развитие «Пояса и пути» будет продолжаться».
комментарии(0)