Фото Reuters
Бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, сейчас возглавляющий оппозиционную Партию будущего, предрек президенту Реджепу Тайипу Эрдогану скорое устранение в результате очередной попытки госпереворота. Заявление прозвучало в эфире турецкого телевидения. В экспертной среде полагают, что подобные высказывания могут сыграть на руку правительству, особенно если будут объявлены новые всеобщие выборы.
«Я хочу предупредить: господин Эрдоган скоро будет устранен», – заявил политик, некогда входивший в президентское окружение. По словам Давутоглу, действующий глава государства «находится на перепутье», и потенциально возможные всеобщие выборы в Турции могут обернуться для него неудачей из-за альянса президентской Партии справедливости и развития (ПСР) с Партией националистического движения (ПНД).
Помимо этого Давутоглу выразил уверенность в том, что Эрдоган уже находится под контролем тех представителей политической и военной элиты, которые совершили «переворот 28 февраля». Речь идет об отставке под давлением армии правительства во главе с основателем «политического ислама» Неджметтином Эрбаканом в 1997 году.
Оппозиционный политик помимо этого подверг Эрдогана критике за то, что тот не проявил никакой заботы о другом депутате Партии будущего Сельчуке Оздаге, который недавно подвергся нападению злоумышленников, предположительно связанных с радикальными кругами турецких националистов. Инциденту предшествовало то, что Оздаг публично выступил против партнеров ПСР по парламентскому альянсу. Давутоглу в разговоре с журналистами обратил внимание на то, что турецкий лидер, вероятно, не воспринимает нападение со всей серьезностью. Оппозиционер обвинил правящую элиту в попытке помешать тому прогрессу, который за последнее время сделала Партия будущего, а Эрдогана – в проведении беспринципной политики.
В разговоре с «НГ» турецкий политолог Керим Хас обратил внимание на высказывания Давутоглу о «перевороте 28 февраля». «28 февраля 1997 года был в очередной раз созван Совет национальной безопасности Турции, который, грубо говоря, представлял собой «политбюро» высшего эшелона военных и политических фигур, где военные имели абсолютное доминирование, – напоминает Хас. – Ввиду жесткого давления кемалистского режима в 1997 году военная политическая бюрократия вынудила правительство Неджметтина Эрбакана – «политического отца» Эрдогана – подать в отставку. Тогда могущество генералов и представителей высшего военного командования было безоговорочным».
Во второй половине нулевых годов, при Эрдогане, складывалось впечатление, что затянувшийся «период 28 февраля» подходит к концу, так как в стране наметились демократические преобразования, и что армия стала терять прежние позиции, отметил эксперт. Однако, по его словам, оказалось, что ситуация вошла в еще более тяжелую стадию.
«После того как в 2010-х годах Эрдоган пошел по пути концентрации единоличной власти и превратился в автократического правителя, а 17 и 25 декабря 2013 года произошли масштабные коррупционные скандалы, он решился на союз с бывшими путчистами, которые раньше были нерукопожатны, а сейчас являются более чем уважаемыми людьми, – заявил эксперт. – Состоялся брак по расчету между коррупционерами из высшего эшелона политической элиты Турции и теми самыми путчистами. Брак длится и по сей день. Более того, с 2015 года к коррупционерам и путчистам присоединились крайние националисты, а лидер ПНД Девлет Бахчели стал открыто поддерживать Эрдогана». К этой группе позже присоединились и криминальные элементы.
«Этот «союз» показал себя в действии во время так называемого переворота 15 июля 2016 года, – пояснил Хас. – Более того, как известно, впоследствии была организована «охота на ведьм», и внушительная часть неугодных, состоящая преимущественно из интеллигенции, была вынуждена тем или иным способом покинуть Турцию. Другие же сотни тысяч граждан, среди которых было большое количество беременных женщин, учителя, врачи, профессура, представители бизнеса, журналисты, военные, полицейские, судьи, были уволены и арестованы. Для этого в 2016 году режим Эрдогана освободил из мест заключения более 40 тыс. криминальных элементов, включая тех, кто совершил тяжкие преступления».
По словам эксперта, вторая волна освобождений пришлась на 2020 год. «Тогда уже более 100 тыс. преступников были выпущены на свободу, а их место заняла во многом все та же интеллигенция, представителей которой не успели задержать ранее, – отметил Хас. – Отдельно стоит отметить, что в 2020 году был освобожден «отец» турецкой мафии – Алааттин Чакыджи, состоящий в дружеских отношениях с главой Партии националистического движения – Бахчели. Неудивительно, что многие из лидеров криминального мира страны, которые были освобождены из мест заключения, стали «доверенными лицами» организованной преступности для высшего эшелона политической власти Турции».
Комментируя нападение на Оздага, Хас заметил, что случаи подобного рода – «скорее норма, нежели исключение» в современной Турции, но сам Давутоглу является одним из архитекторов подобной системы. «Теперь же, когда угроза приблизилась к нему, политик вынужден предавать огласке эти события и делать на первый взгляд сенсационные заявления», – отметил эксперт. По его мнению, слова Давутоглу о путче означают неизбежность борьбы и тяжелого противостояния между главными элементами политической элиты – путчистами, коррупционными элементами и националистами. «Вынужденный брак, безусловно, в один момент даст большую трещину и разобьется», – заметил эксперт, добавив, что для Турции это очень большой риск.
Хас заметил, что ни у Давутоглу, ни у другого влиятельного оппозиционера из числа бывших депутатов ПСР Али Бабаджана пока нет такого политического веса, который мог бы реально помочь им составить конкуренцию действующему режиму. «Им необходимо поднимать рейтинг, повышать критику властей, – считает эксперт. – Появляются слухи о проведении возможных внеочередных выборов, и если они окажутся правдой, то такая ситуация застанет оппозицию врасплох. Однако для возможности проведения выборов режиму скорее всего будет необходимо предоставить обществу некую сенсацию, как например, новый «переворот», заговор, убийство очередного видного политического или общественного деятеля».
Хас добавил: «Что же касается заявления Давутоглу о том, что «дни Эрдогана сочтены», то стоит вспомнить высказывания того же Давутоглу о «сочтенных днях» Башара Асада, который, как мы видим, до сих пор руководит Сирией».
комментарии(0)