Имамы и чиновники под наблюдением видеокамер выходят из мечети в городе Кашгаре (Синьцзян). Фото Reuters
«КНР по указанию Коммунистической партии совершила преступление против человечности», – заявил уходящий глава американской дипломатии Майкл Помпео. Это самое громкое обличение политики Китая по сравнению с выступлениями представителей других стран Запада. Юридическое последствие филиппики госсекретаря состоит в том, что новой администрации придется принимать ее в расчет при разработке политики по Китаю. Кандидат в госсекретари Энтони Блинкен поддержал жесткий подход, сказав, что США будут действовать с позиции силы.
США ранее уже наложили санкции на высокопоставленных чиновников Компартии и государственные предприятия, которые оплачивают систему преследований в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, подчеркивает агентство АР. В обоснование своих обвинений Вашингтон ссылается на то, что в Синьцзяне якобы широко практикуются, во-первых, контроль за рождаемостью среди уйгуров и, во-вторых, принудительный труд. Плоды его – одежда, электронные изделия, такие, как фото- и видеокамеры, мониторы компьютеров – экспортируются в Америку.
Давление на Китай с прошлого года все нарастало. Рестрикциям были подвергнуты многочисленные чиновники и компании, которые причастны к военным операциям в Тибете, Южно-Китайском море, акциям против Тайваня, Гонконга. Причем эта кампания особенно усилилась после того, как Дональд Трамп начал обвинять Китай в том, что он скрывал вспышку эпидемии.
На днях администрация остановила импорт из Синьцзяна хлопка и помидор. Поскольку Синьцзян – главный поставщик хлопка на мировой рынок, запрет может оказать существенное влияние на международную торговлю.
Китай отвергает обвинения, подчеркивая, что его действия в Синьцзяне нацелены на то, чтобы улучшить социально-экономическое развитие региона и выкорчевать идеологию радикального ислама. Правительство США редко прибегает в политике по отношению к другим государствам к таким терминам, как геноцид. Например, оно долго воздерживалось от использования этого определения по поводу массовых убийств в Руанде в 1994 году.
Естественно, в прессе дискутируется вопрос о том, унаследует ли администрация президента США Джозефа Байдена курс, который пытается навязать ему Трамп. Блинкена на слушаниях в Сенате спросили, согласен ли он с оценкой, которую дал Помпео, Блинкен ответил: «Да». Но означает ли это, что Байден даже не попытается сгладить противоречия с Китаем или, может быть, даже вернуть их в нормальное русло? Газета Washington Post была безоговорочным оппонентом и критиком Трампа на всем протяжении его президентства. Но и она признает, что демонтировать постулаты его курса будет нелегко. Ведь и в американском истеблишменте, и общественном мнении за последние четыре года произошел глубокий сдвиг в отношении Китая.
При президенте Бараке Обаме преобладал дискурс, согласно которому богатеющий Китай постепенно придет к пониманию того, что от авторитарной политической системы нужно отходить, демократия откроет перед Поднебесной лучшие перспективы. Сегодня в США вряд ли найдется серьезный аналитик, который поддержит эту теорию. Она обанкротилась. В Вашингтоне преобладает мнение, что при председателе КНР Си Цзиньпине страна стала более авторитарной. Мало того, она бросает вызов демократическим ценностям, исповедуемым Америкой. На таком фоне поворот в двусторонних отношениях в благоприятную сторону становится маловероятным, констатирует обозреватель Washington Post Ишан Тарур.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк отметил: «Смягчения идеологической борьбы против Китая в США ожидать не стоит. Наоборот, эстафета Помпео будет подхвачена. Это станет очень важным компонентом курса новой администрации. Торговля и экономика – это другая сфера. Здесь администрация Байдена будет действовать более прагматично».
комментарии(0)