Джеку Ма после событий с его компанией есть, о чем поразмыслить. Фото Reuters
У Джека Ма, знаменитого китайского миллиардера, оказывается, есть дружки в кругах, близких к руководству Компартии (КПК). Поэтому когда регулятор прихлопнул крупнейшее в мире IPO его финансово-технологической фирмы на рынках в Гонконге и Шанхае, за этим стоял лично председатель КНР Си Цзиньпин. Он не хотел допустить, чтобы на операции обогатились его потенциальные соперники, утверждает Wall Street Journal. Но эксперты говорят, что наказали Ма за то, что он бросил вызов экономической стратегии Пекина.
Группа Аnt планировала разместить свои бумаги на сумму 37 млрд долл. Сам Ма называл эту акцию чудом. «Впервые в истории человечества такой большой листинг должен произойти за пределами Нью-Йорка», – сказал с гордостью бизнесмен, явно рассчитывая на то, что в КПК по достоинству оценят его патриотические устремления.
Сделка, инициированная Ма, должна была побить мировой рекорд, установленный саудовским энергетически гигантом Aramco – 29,4 млрд долл. в 2019 году. Мало того, что Ма собирался потрясти мир, он еще подверг нелицеприятной критике китайскую регуляторную систему, заявив в конце октября прошлого года, что она подавляет инновации, а банки вообще работают как ломбарды.
Выдающийся финансист, писал Крэйг Синглтон, эксперт в США, повел себя как американский миллиардер, и это было ошибкой. После его речи специалисты в правительстве подготовили доклад о том, что основанный Ма конгломерат электронной торговли и коммерции Alibaba претендует на монополию и может создать риск для устойчивости всей финансовой системы. Доклад пошел по инстанции, и регулятор получил указание сверху провести расследование, которое закончилось запретом на IPO.
Такова версия, которая превалировала до сих пор в зарубежных медиа. Но голос Уолл-стрит утверждает, что картина гораздо сложнее. Якобы Си Цзиньпин лично заблокировал IPO. Дело в том, что скрытые от посторонних глаз инвестиционные инструменты группы Ant принадлежат узкому кругу политических игроков. Причем эти игроки принадлежат к семействам, близким к верхам. А это может стать угрозой власти Си Цзиньпина.
Эти люди, такие как сам Ма и его высшие менеджеры, должны были получить в карман от листинга миллиарды долларов. Ведь после IPO компания стоила бы более 300 млрд долл. Но кто же они, эти люди? Американская газета никого не называет, ограничившись таким комментарием: «За восемь лет пребывания у власти Си удалил с высших постов многих конкурентов. Теперь его позиции в системе государственного управления можно сравнить с теми, которыми обладал Мао Цзэдун».
Насколько обоснованы предположения о том, что деятели, вхожие в пекинские политические сферы, хотят не только приумножить свои состояния с помощью Ма, но и мечтают потеснить Си и его сторонников с руководящих постов?
В беседе с «НГ» Андрей Островский, руководитель департамента экономики Института Дальнего Востока РАН, отметил: «Си Цзиньпин не хотел, чтобы Джэк Ма получил дополнительные ресурсы. Ведь если бы он их получил и обрел дополнительный вес, он мог оказать серьезное давление на Коммунистическую партию».
Андрей Карнеев, руководитель школы востоковедения ВШЭ, в комментарии для «НГ» подчеркнул, что «политическая система Китая не обладает высокой степенью открытости. Поэтому можно только гадать, действительно речь идет о каких-то оппонентах или о чем-то другом. Я не очень верю в версию об оппонентах. Ведь Си Цзиньпин за почти восемь лет руководства сумел эффективно консолидировать власть и в ходе кампании по борьбе с коррупцией нейтрализовать соперников (если они были). Конечно, в руководстве страны могут возникать разногласия по конкретным вопросам. Но это не значит, что есть оппозиция, готовая отстранить Си от власти».
Конфликт вокруг Ant объясняется тем, что Компартия опасается – такие огромные технологические платформы могут приобрести монополистическое положение в целых отраслях экономики. В КПК не хотят допустить, чтобы финансовый капитал и технологические гиганты превратились, как в США, в силу, которой трудно управлять, заключил Карнеев.
Когда проект Джека Ма рухнул, сам он исчез из поля зрения. На Западе заговорили, что бизнесмен арестован. Но версия-страшилка прожила недолго. В январе ТВ показало, как он беседует с учителями в деревне недалеко от своего родного города Ханчжоу.
комментарии(0)