Демонстранты выходят на улицы Мьянмы в масках, на которых изображено лицо «матери народа» Аун Сан Су Чжи. Фото Reuters
В Янгоне, самом крупном городе Мьянмы, полиция разгоняла в понедельник толпы людей, протестовавших против захвата власти военными, с помощью слезоточивого газа и светошумовых гранат. Но в других местах огонь велся на поражение. По данным ООН, было убито 18 человек. В то же время в столице страны состоялось заседание суда над лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, свергнутым руководителем «Национальной лиги за демократию» (НЛД), партии, победившей на парламентских выборах в ноябре 2020 года. Ей инкриминируют призывы к беспорядкам. За это преступление ей может грозить реальный тюремный срок или уж по крайней мере запрет на участие в парламентских выборах, которые военная хунта обещает провести.
Как утверждает New York Times, жесткий ответ военных на выступления говорит об их решимости подавить движение против переворота, совершенного 1 февраля. Судя по сообщениям из Мандалая и нескольких других городов, стражи порядка стреляли по демонстрантам боевыми патронами. Были убиты 18 человек, десятки ранены. Никогда прежде после свержения гражданского правительства, возглавляемого Аун Сан Су Чжи, список потерь, понесенных ее сторонниками, не был столь велик, как в минувшее воскресенье. Раньше главнокомандующий вооруженными силами страны старший генерал Мин Аун Хлаин давал указание подчиненным проявлять большую сдержанность. Но поскольку протесты на улицах и движение гражданского неповиновения разрасталось, как полагают иностранные дипломаты, было, очевидно, решено действовать жестче.
В то же время независимое информационное агентство передало из Нейпьидо, столицы государства, что Аун Сан Су Чжи предстала перед судом. Ей предъявлено обвинение в подстрекательстве к бунту. Ранее этой 75-летней женщине вменили ввоз без регистрации устройств уоки-токи и нарушение приказа об ограничении скоплений публики во время пандемии.
Ранее ее коллеги по партии «Национальная лига за демократию» полагали, что Аун Сан Су Чжи находилась в своей резиденции в Нейпьидо. Но сейчас, как передало агентство АР, они не уверены, что ее держат именно там. Ведь заседание суда транслировалось по видеосвязи. Если политика признают виновной, то появятся юридические основания запретить ей выставлять свою кандидатуру на выборах, которые хунта обещает провести через год.
Движение гражданского неповиновения до сих пор придерживалось принципа ненасилия, несмотря на провокации сил безопасности и проармейских контрдемонстрантов. Люди построили несколько временных молелен на тех местах, где были убиты демонстранты, или стояли молча у больниц, откуда выносили погибших. В заявлении, опубликованном государственной газетой Global New Light of Myanmar, говорится, что хунта старается избежать применения силы и придерживается внутренних и международных законов.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил репрессии и назвал применение оружия против мирных демонстрантов неприемлемым. В Вашингтоне советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливен опубликовал заявление, где говорилось, что США «встревожены» насилием и солидарны с народом Мьянмы. Вашингтон наложил санкции на Мьянму после путча. Салливен пообещал, что тем, кто ответственен за переворот, придется заплатить еще большую цену.
В российском экспертном сообществе дают не столь однозначную оценку событиям. В беседе с «НГ» Дмитрий Мосяков, руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН, отметил: «Властям предстоит решить, запрещать «Национальную лигу за демократию» или не запрещать. Если ее запретят, то выборы состоятся наверняка. Есть два варианта – запрещать или не запрещать. Что касается ненасильственного сопротивления, то его в Мьянме быть не может. Такой это народ. Даже несчастные рохинджа, мусульманское меньшинство, оказывают сопротивление властям насильственными методами».
Конечно, с 2011 года «Национальная лига за демократию», возглавляемая Аун Сан Су Чжи, действительно стала правящей партией. НЛД плотно контролирует многие провинции, бизнес, бюрократию.
«Сторонники Аун Сан Су Чжи фактически обманули военных. На выборах в ноябре происходили массовые фальсификации. Военные обратились в суд. НЛД получила 396 мандатов, а военная партия – 35. А по всем опросам, военные должны были получить не меньше 100 мест. В Бирме всего 200 человек в возрасте более 100 лет. А на выборах их насчитали 18 тыс., они тоже проголосовали. Военные по Конституции имели право вмешаться. Так что происшедшее – не переворот, а скорее кризис. Суд военных не поддержал. Тогда они решили: будем действовать другим путем», – считает Мосяков. По его словам, Аун Сан Су Чжи искренне считает себя «матерью народа», у ней большая харизма. Но она переоценила себя. «Мне кажется, акции протеста не достигнут своей цели. Армия и Аун Сан Су Чжи договорятся. Ведь военные помнят, как она защищала армию, когда генералов на международной арене обвиняли в репрессиях против рохинджа», – полагает эксперт.
комментарии(0)