Президент Бангладеш Абдул Хамид принял в своей резиденции высокого индийского гостя. Фото со страницы Нарендры Моди в Twitter
Премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Бангладеш в дни празднования ее юбилея и преподнес в дар 1,2 млн доз вакцины AstraZeneca. Индия сыграла решающую роль в победе движения бенгальцев за освобождение от господства Пакистана. Дели стремится закрепить эти исторические узы, учитывая, что молодая страна все больше полагается на инвестиции Китая. Но в первые годы независимости в государстве, провозгласившем социалистическую ориентацию, с надеждой взирали на Москву. Сегодня влияние России там минимальное.
С тех пор как в прошлом году вспыхнула пандемия, Моди за границу не ездил. Но соседняя Бангладеш с населением более 160 млн, к тому же с экономикой, растущей по 8% в год, для Индии слишком важна, чтобы игнорировать знаменательную дату. Тем более что она совпала со столетием Муджибура Рахмана, первого президента и отца-основателя Бангладеш.
Жизнь Рахмана закончилась трагически. Он пал от рук военных заговорщиков, убивших всех членов его семьи, которые были в доме. Только две дочери, находившиеся за границей, остались живы. Одна из них, Шейх Хасина, возглавляет правительство. Моди вручил ей и сестре премию мира им. Махатмы Ганди. Члены индийской делегации во время пребывания в Бангладеш носили «костюмы Муджибура», которые стали брендом, получившим всемирную известность благодаря тому, что эту одежду носил лидер освободительной борьбы бенгальцев.
Гоуэр Ризви, советник премьер-министра Бангладеш по международным делам, говорит, что Индия – самый важный международный партнер страны. «Мы также участвуем в глобальном инфраструктурном проекте Китая «Пояс и путь», но мы не собираемся делать выбор между Китаем и Индией», – пояснил он. То есть, как комментирует эти слова South China Morning Post, Бангладеш проводит политику баланса между двумя гигантскими соседями.
Но тягаться с китайцами индийцам тяжеловато. Пекин в соответствии со своим планом «Пояса и пути» обещал Дакке 40 млрд долл. на сооружение платных автомобильных шоссе, железных дорог и обновление электросетей. Китай также предложил заем на 1 млрд долл. на улучшение речного хозяйства. Председатель КНР Си Цзиньпин в своем поздравительном послании премьеру Бангладеш назвал Рахмана старым другом китайского народа. Он дважды посещал Китай.
На фоне соперничества двух азиатских держав о роли России (Советского Союза) в освобождении Бангладеш никто не вспоминает. А вспомнить есть о чем. Кремль тогда, как принято теперь говорить, встал «на правильную сторону истории», поддержав Индию и борцов за независимость, в отличие от Вашингтона, который даже послал в Индийский океан корабли 7-го флота, чтобы заставить Дели остановить наступление индийских войск на Дакку. Как потом стало известно, во время индийско-пакистанской войны 1971 года из СССР по воздуху в экстренном порядке поставлялось оружие и боеприпасы для индийской армии.
А когда индийцы и бенгальские повстанцы одержали победу, СССР направил в Читтагонг, главный морской порт освободившейся страны, группу боевых кораблей и тральщиков, чтобы очистить бухту от мин, оставленных Пакистаном. Русских, как убедился автор этой статьи, освещавший ту войну, бенгальские партизаны обнимали как лучших друзей. Советский Союз был чрезвычайно популярен.
Страна была разорена, и Рахман, уповая на помощь социалистического лагеря, провозгласил социалистическую ориентацию. Увы, надежды не сбылись.
«За четыре года пребывания Муджибура Рахмана у власти социалистическое содружество оказало экономическую помощь всего на 140 млн долл., – сказал «НГ» Сергей Лунев, профессор МГИМО. – Там население тогда составляло 140 млн человек. По 25 центов на человека в год вышло. Хотя африканским странам, объявившим социалистическую ориентацию, миллиарды давали. Частично это объясняется тем, что Индия традиционно отрицательно относилась к усилению влияния сверхдержав в регионе Южной Азии, где она доминирует. То есть Москва тогда смотрела на Бангладеш сквозь индийские очки. Сейчас политические отношения у России с Бангладеш развиваются. Но единственный крупный проект – строительство атомной электростанции».
Касаясь бунтов, которые прошли в некоторых городах перед приездом и во время пребывания Моди в стране, Лунев сказал, что в Бангладеш, где у населения преобладали всегда светские взгляды, укрепились позиции исламистов. Там активно действуют исламистские террористические организации. Они связаны с «межвойсковой разведкой» – главной разведслужбой Пакистана.
комментарии(0)