Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф констатировали, что в успехе венских переговоров заинтересованы обе страны. Фото Reuters
Санкции, вводимые ЕС и США против Ирана, не должны касаться тех, кто сотрудничает с этой страной. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе визита в Тегеран. В Иране он провел ряд встреч, в частности, с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом и президентом Исламской Республики Хасаном Рухани, где было зафиксировано совпадение российско-иранских интересов по целому ряду вопросов. Лавров поддержал идущие в Вене переговоры по восстановлению «ядерной сделки» и расценил введение ЕС новых антииранских санкций как попытку сорвать этот процесс. А вот успех переговоров будет означать ослабление санкционного давления и на Россию тоже.
Визит главы российского МИДа пришелся на судьбоносное время. В столице Австрии идут переговоры о возвращении Ирана к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Их можно назвать своеобразным ирано-американским диалогом, но ведущимся не напрямую, а через посредников: стран – участниц «ядерной сделки», среди которых есть и Россия. Цена вопроса высока. Если удастся достичь договоренности и США с Ираном вернутся к выполнению условий СВПД, изменится не только политическая ситуация на всем Ближнем Востоке. Будет создан очень важный, в том числе для России, прецедент, когда с крупного государства снимаются американские санкции.
Вместе с тем последние новости, связанные с переговорным процессом, свидетельствуют о том, что компромисса, несмотря на обоюдную заинтересованность Рухани и новой администрации США, будет достичь непросто. В воскресенье стало известно об аварии на иранском ядерном объекте в Натанзе. Иран обвинил в ней Израиль – страну, не заинтересованную в американо-иранском сближении. В американской прессе также утверждалось, что Натанз стал жертвой израильской кибератаки. Перед приездом Лаврова в Иран на встрече с главой Пентагона Ллойдом Остином глава израильского Минобороны Бени Ганц назвал информацию о причастности его страны к этому инциденту болтовней, одновременно обвинив некоего неназванного израильского политика в том, что тот допустил сознательную утечку информации. Вероятно, он имел в виду своего политического оппонента премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Наконец, визиту российского министра в Тегеран предшествовало продление на год Советом ЕС антииранских санкций, введенных за нарушение прав человека. Более того, к ним были добавлены восемь иранских чиновников и три компании. Всех их в ЕС считают виновными в причастности к подавлению антиправительственных волнений в Иране в 2019 году.
Неудивительно, что на пресс-конференции по итогам встречи Зарифа и Лаврова значительная часть вопросов и выступлений обоих министров была посвящена переговорам в австрийской столице и тому, что происходит вокруг этих переговоров. Глава МИД РФ заявил, что «с изумлением» узнал о новых антииранских санкциях Евросоюза. «Если в ЕС отсутствует какая-либо координация и правая рука не знает, что делает левая, то это беда. Но если это решение осознанно принято в разгар переговоров по спасению Совместного всеобъемлющего плана действий, то это уже не беда, это ошибка, которая хуже преступления», – сказал Лавров. Он заявил, что Россия поддерживает переговоры в Вене и осуждает любые попытки их сорвать.
Не был обойден и собственно российский интерес в возвращении к «ядерной сделке» и соответственно в снятии антииранских санкций. Дело в том, что не менее 10 российских компаний находятся в черном списке Минфина США из-за деловых контактов с Ираном. Лавров подчеркнул, что сам принцип наказания тех, кто сотрудничает с подпавшими под санкции странами, Москву не устраивает. «Эта экстерриториальность должна быть полностью ликвидирована. Об этом сейчас тоже в Вене ведутся переговоры», – сказал Лавров. Таким образом, в Москве считают, что если американские санкции против Ирана будут сняты, то их следует снять и с российских компаний, сотрудничающих с этой страной. Пока в таком ракурсе представители США и ЕС переговоры о «ядерной сделке» не рассматривали – по крайней мере соответствующих заявлений не было.
В ходе визита Лавров всячески демонстрировал, что Россия рассматривает Иран в качестве если не союзника, то уж точно своего близкого партнера. Ярким свидетельством особых отношений с этой страной является поставка сюда российской вакцины «Спутник V». По словам Лаврова, в Иран с февраля было поставлено уже более 500 тыс. двухкомпонентных доз. В планах РФ и Ирана – заключение ряда договоренностей, в числе которых и межправительственное соглашение в области биологической безопасности. США выступают против создания подобного механизма в рамках Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия.
Из интервью Лаврова иранскому агентству IRNA вообще следует, что в Кремле примериваются к иранскому опыту нахождения в режиме плотных международных санкций. По-видимому, там готовы резко нарастить усилия по снижению санкционных рисков, не останавливаясь перед радикальными мерами. «Речь, в частности, идет о шагах, направленных на постепенную дедолларизацию национальных экономик, переход к взаиморасчетам в национальных или альтернативных доллару валютах, отказ от использования контролируемых Западом международных платежных систем. В России мы этим уже активно занимаемся», – сказал Лавров в своем интервью IRNA.
комментарии(0)