На фото премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден встретится 16 апреля с премьер-министром Японии Ёсихидэ Сугой, который станет первым иностранным лидером, принятым в Белом доме. В Токио визиты японских лидеров в США иронично называют «санкин котай» – регулярная годичная служба крупных феодалов при дворе сегунов в средневековую эпоху Токугава. Эта система позволяла сегунам контролировать региональных правителей и обеспечивать их верность.
От степени лояльности Вашингтону во многом зависит и судьба послевоенных премьер-министров Японии. Ряду японских лидеров, в том числе Тосики Кайфу и Морихиро Хосокаве, удалось укрепить свое шаткое положение на внутриполитической арене за счет установления хороших отношений с американскими президентами. Синдзо Абэ, прославившийся своими эксклюзивными контактами с одиозным Дональдом Трампом, стал рекордсменом по пребыванию на высшем должностном посту Японии. Наоборот, выступавший за дистанцирование от США, включая вывод американских баз с Окинавы чуть ли не за пределы Японии и сближение с Китаем, Юкио Хатояма не продержался в премьерском кресле и года.
Успех встречи с Байденом может определить и политическую судьбу Суги, которого стечение обстоятельств в сентябре прошлого года вынесло на вершину власти в Японии. В настоящий момент премьер и его кабинет имеют весьма низкие рейтинги по причине провалов в борьбе с коронавирусом, неудач на экономическом фронте, а также вовлеченности в коррупционные скандалы его ближайшего окружения, включая собственного сына. Все это делает довольно проблематичным для Суги, не имеющего серьезной поддержки в высших эшелонах правящей Либерально-демократической партии, сохранение за собой премьерского поста в свете предстоящих осенью выборов председателя партии, а также в нижнюю палату парламента.
Саммит с Байденом станет серьезным экзаменом для дипломатического умения Суги, которое считается его слабой стороной. Прежде всего японскому лидеру необходимо будет нащупать тонкий баланс в отношениях Японии с США и Китаем, между которыми все ожесточеннее по всем азимутам разгорается новая холодная война. Токио не на шутку встревожен собственной безопасностью в связи с «военной экспансией» Пекина, особенно в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также генеральным наступлением Китая в экономике Индо-Тихоокеанского региона.
Надеясь в очередной раз получить заверения от Вашингтона о защите японских интересов от китайских посягательств в сфере безопасности и экономики, Токио, как очевидно, не хотел бы пересекать некоторые красные линии в своей конфронтации с Пекином. Однако вся сложность для Суги заключается в том, что Япония может оказаться вовлеченной в тотальное противоборство между старой и нарождающейся сверхдержавами на стороне США больше, чем ей этого хотелось бы. Такая вероятность подтверждается переговорной повесткой Суги и Байдена, насквозь пропитанной мотивами сдерживания Китая. В этой стратегии, по замыслам администрации Байдена, Японии отводится центральная роль. Однако «сдерживающим моментом в сдерживании Китая» для самого Токио может явиться ставшая уже жизненно важной привязка японской экономики к экономике китайской.
В последнее время Пекин попал под шквальный огонь критики Запада за репрессивную политику китайских властей в Гонконге и Синьцзяне. Однако Япония, опасаясь экономического возмездия со стороны крупнейшего торгового партнера, к неудовольствию Вашингтона не присоединилась к скоординированным санкциям стран G7, направленным против высших должностных лиц Коммунистической партии Китая. Участие Японии под нажимом США в бойкоте зимней Олимпиады в Пекине в следующем году, можно не сомневаться, стало бы катастрофой для предстоящей летней Олимпиады в Токио, и без того «измордованной» коронавирусом. К счастью для Суги, просочившаяся в СМИ информация о возможности такого нажима на саммите с Байденом была опровергнута американскими и японскими официальными лицами. Тем не менее, по заявлениям японских чиновников, Токио все же может склониться к бойкоту, если его экономические отношения с Пекином ухудшатся. А это не исключено, поскольку Байден предложил Суге делать совместные инвестиции в «качественную» индо-тихоокеанскую инфраструктуру в противовес китайской инициативе «Один пояс – один путь». Кроме того, в повестку саммита будет включен вопрос обеспечения двух стран полупроводниковыми чипами, а также создания производственных цепочек в обход Китая.
Можно ожидать обнародования Байденом на саммите своего посттрамповского видения ракетно-ядерного потенциала Северной Кореи. Оно вряд ли придется по душе Си Цзиньпиню, но получит безоговорочную поддержку Суги.
Однако самую, пожалуй, болезненную реакцию в Пекине может вызвать координация действий Вашингтона и Токио по сдерживанию Китая в области военной безопасности. Центральным моментом здесь станет очное заверение Байденом Суги (ранее он его делал по телефону) о том, что США придут на помощь Японии в случае, если Китай попытается силой отобрать у нее необитаемые островки Сенкаку в Восточно-Китайском море. Их Пекин называет своими Дяоюйдао и все более громогласно требует вернуть, с каждым годом наращивая военно-морскую деятельность в окружающих их водах. Сейчас обстановка там взвинчена недавним принятием Пекином закона, позволяющего его береговой охране открывать огонь по иностранным кораблям – нарушителям китайской границы.
Особое неприятие Пекина, без сомнения, вызовет включение в повестку японо-американского саммита такого вопроса, как становящаяся все более взрывоопасной ситуация вокруг Тайваня. С оглядкой на своего могущественного соседа Токио воздерживался от открытого обсуждения с США этого суперчувствительного для Китая вопроса с 2005 года. Кроме того, Байден и Суга, к обоюдному удовлетворению, заверят друг друга в приверженности их стран «четверке» (Quad), включающей еще Австралию и Индию, а также концепции открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона. И та и другая в своей основе нацелены на сдерживание все того же Китая.
Между тем в преддверии американо-японского саммита Пекин устами министра иностранных дел Ван И предостерег Токио от объединения усилий Японии и США для противодействия Китаю. Он телефонировал своему японскому коллеге Тосимицу Мотэги пожелание, чтобы двусторонние отношения Китая и Японии «не были вовлечены в так называемую конфронтацию между крупными странами».
Судя по всему, «последнее китайское предупреждение» не помешает Токио и Вашингтону на предстоящем саммите «слиться в антикитайском экстазе». Но нет гарантии, что это поможет Ёсихидэ Суге этой осенью удержать власть в собственной стране. Впрочем, никто не может поручиться, что и Байден будет долго рулить Америкой.
комментарии(0)